рекомендации

четверг, 17 февраля 2022 г.

Баллистическая ракета средней дальности DF-2 (Dong Feng-2)


DF-2 (Dong Feng-2, обозначение НАТО: CSS-1) — первая китайская баллистическая ракета собственной разработки с максимальной дальностью полета 960 км. Улучшенный вариант DF-2A с дальностью полета 1200 км стал первой китайской баллистической ракетой с ядерным зарядом.

История разработки

Пятая академия Министерства национальной обороны приобрела значительные знания и опыт в области проектирования ракет благодаря освоению советской баллистической ракеты малой дальности Р-2 (SS-2 ‘Sibling’) в период с 1958 по 1960 год. В конце 1959 г китайские ракетчики предложили увеличить дальность Р-2 с 590 км до 1000 км за счет увеличения тяги двигателя и уменьшения массы конструкции. Увеличение дальности было бы достаточным, чтобы позволить ракете поразить цели в Японии.

В то же время Пятая академия предложила более амбициозную баллистическую ракету средней дальности (БРСД) с максимальной дальностью 2000 км. Не имея возможности выбирать между двумя вариантами, академия решила параллельно запустить две программы разработки: БРСД дальностью 2000 км, обозначенную Dong Feng-1 (DF-1), и БРСД дальностью 1200 км, обозначенную Dong Feng-2 (DF-2). Однако вскоре стало ясно, что БРСД слишком сложна, и от ее разработки отказались. В августе 1960 года Центральная военная комиссия официально одобрила проект DF-2 и поручила Пятой академии разработку ракеты.

Концепция DF-2 была разработана Первым конструкторским бюро в марте 1960 года. Концепция предусматривала одноступенчатую ракету длиной 20,9 м и диаметром 1,65 м с четырьмя треугольными стабилизирующими стабилизаторами, прикрепленными к основанию ее корпуса. Ракета должна была приводиться в действие одним жидкостным двигателем, который сжигал жидкий кислород в качестве окислителя и спирт в качестве топлива, обеспечивая максимальную тягу 46 метрических тонн. Ракета должна была весить 29,8 тонны при полной заправке и достигать максимальной дальности 1200 км. Система наведения и пусковая аппаратура должны были быть созданы на базе Р-2.

Изменив компоновку планера и заменив некоторые стальные конструкции более легкими алюминиевыми сплавами, китайские ракетостроители смогли снизить отношение конструктивной массы ракеты к ее полной массе (конструктивный коэффициент) с 22% до 14%. Третьим конструкторским бюро разработан ракетный двигатель 5Д60 на базе двигателя 5Д52 ракеты Р-2 с повышенным внутренним давлением и тягой. Поскольку максимальная скорость ракеты увеличилась до 3,5 км/с, для повышения термостойкости при входе в атмосферу был принят более тупой носовой обтекатель из термостойкого стеклопластика.


Весной 1961 года проект DF-2 был окончательно доработан, после чего началась инженерная разработка. Первый испытательный пуск был намечен на октябрь того же года. Однако двигатель 5Д60 не прошел наземные испытания на полной тяге до ноября, что отодвинуло первый испытательный пуск на пять месяцев. Инженеры и рабочие Пятой академии и 211-го завода сосредоточились на изготовлении ракеты, чтобы успеть к сроку испытательного пуска. Первую опытную ракету выкатили с завода 20 февраля 1962 г. и она была доставлена ​​на стартовую площадку 4 марта.

Неудачный пуск

Испытательный пуск DF-2 состоялся 21 марта 1962 года на Северо-Западном ракетном полигоне (Цзюцюань). Ракета была запущена в 09:05:53. Через несколько секунд полета ракета начала отклоняться от курса. Затем ракетный двигатель загорелся и выключился. Вскоре ракета находилась в свободном падении и ударилась о землю в во время Т плюс 69 секунд, в результате сильного взрыва оставив в земле массивную воронку глубиной 4 метра и шириной 22 метра недалеко от стартовой площадки.

Провал испытательного пуска DF-2 стал серьезной неудачей в китайской программе создания баллистических ракет. Расследование показало, что дефекты планера ракеты создавали во время полета упругую вибрацию, которая усиливалась системой управления полетом ракеты и приводила к потере управления. Кроме того, неудачно спроектированный ракетный двигатель разрушился под действием вибрации и загорелся. Расследование также показало, что при разработке ракеты было срезано множество углов, чтобы уложиться в сжатые сроки для испытательного пуска. Ракетный двигатель даже не был полностью испытан на земле, прежде чем был сертифицирован для летных испытаний.

Инцидент привел к полной перестройке группы разработчиков, и в сентябре 1962 года Линь Шуан был назначен главным конструктором ракеты. Военные также согласились временно снизить свои технические требования, что позволило уменьшить максимальную дальность полета ракеты до 960 км и уменьшить тягу до 42,5 тонн. Команда разработчиков провела следующие два года, анализируя конструкцию ракеты и проверяя ее технологии. Наконец, в июне 1964 года модернизированная DF-2 совершил свой первый успешный полет.

DF-2А

Поскольку DF-2 не соответствовала первоначальным техническим требованиям, в серийное производство она не пошла. В начале 1964 года китайское руководство поручило Пятой академии разработать усовершенствованную DF-2 в качестве системы доставки ядерного оружия Китая. Ракета, получившая обозначение DF-2A, должна была отвечать всем первоначальным техническим требованиям, включая максимальную дальность полета 1200 км и тягу двигателя 47,5 тонн.

Еще одним важным усовершенствованием DF-2A стала система наведения. Первоначальная DF-2 унаследовала систему наведения Р-2, в которой использовался инерциальный гироскоп в сочетании с коррекцией радиосигнала. Антенная решетка должна была быть установлена ​​в 20—30 км за стартовой площадкой для подачи корректирующих сигналов на ракету на всем протяжении ее полета. DF-2A отличалась полностью инерциальной системой наведения китайской разработки, что значительно повысило точность и живучесть ракеты.

DF-2A успешно совершила первый полет 13 ноября 1965 года. В течение следующих двух месяцев было проведено еще семь летных испытаний, шесть из которых были успешными.

27 октября 1966 года ракета DF-2A, запущенная с ракетного полигона Цзюцюань, доставила атомную боеголовку мощностью 12 килотонн на расстояние 894 км в заданную зону поражения в Лобноре. Боеголовка успешно взорвалась на высоте 569 метров над землей. Это было первое и единственное ядерное испытание Китая с доставкой ракетой, продемонстрировавшее, что система ракетно-ядерного оружия готова к оперативному развертыванию.


DF-2A с ядерной боеголовкой взлетает из Цзюцюаня 27 октября 1966 г.

Ракета DF-2 запускалась с наземного пускового устройства типа пусковой стол. До этого она хранилась в арочных укрытиях и вывозилась на стартовую позицию только после получения соответствующего приказа. Для того, чтобы запустить ракету из постоянной готовности требовалось более 3,5 часов. Как и все ракеты первого поколения, DF-2 не могла содержаться в заправленном состоянии более месяца.

Недостаточная культура производства (ракеты собирались на заводе в г. Пекин) наряду с невысоким уровнем развития всего машиностроения обусловили низкую надежность БРК и малый коэффициент доставки головной части к цели — 0,8. Тем не менее развертывание ракетных комплексов с DF-2 велось в довольно крупных для Китая масштабах. Для них были выбраны базы в северных провинциях, поближе к границам СССР и Монголии.

Принятие на вооружение значительного числа БРСД позволило создать особый вид войск в составе Национальной освободительной армии Китая (НОАК) — Стратегические ракетные войска. К 1976 году в их составе на боевом дежурстве имелось около 70 ракет типа DF-2.

Производство ракет DF-2A было прекращено в начале 1970 года, а в 1979 данная система была снята с вооружения и заменена более современными системами DF-3 и DF-21.

Тактико-технические характеристики


DF-2

DF-2A

Длина, м

20,61

20,61

Диаметр, м

1,65

1,65

Стартовая масса, т

31,9

31,9

Полезная нагрузка, кг

1500

1500

Максимальная дальность стрельбы, км

1050

1250

Максимальная высота траектории, км

200

200

Тяга двигателя (в вакууме), кН

300000

300000

Топливо/окислитель

керосин/азотная кислота

керосин/азотная кислота

Время работы двигателя, с

124

134

Тип головной части

ядерная моноблочная, 20 кт

ядерная моноблочная, 20 кт

КВО, м

3710

3710


Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий