рекомендации

четверг, 28 августа 2014 г.

Баллистическая ракета средней дальности PGM-19 Jupiter



Баллистическая ракета средней дальности Jupiter малоизвестна и имела короткий срок службы. Несмотря на это она внесла большой вклад в развитие ракетной техники в США.
После разработки ракеты малой дальности Redstone, в 1954 году исследовательская группа армии в арсенале Redstone начала проработку более мощной ракеты, которая должна была быть способна доставить ядерную боеголовку на расстояние 1600 км или вывести на орбиту искусственный спутник. 14 февраля 1955 года вышел отчет Killian, который призывал наряду с МБР вести разработку ракет средней дальности. Этот отчет, а также испытания БРСД в СССР побудили министра обороны США Чарлза Уилсона утвердить 8 ноября 1955 года разработку ракеты Thor. В тот же день он приказал начать разработку БРСД морского базирования Jupiter в качестве второстепенной альтернативы Thor.

Изначально сотрудничество с флотом позитивно влияло на программу Jupiter. Для того, чтобы соответствовать требованиям флота, длина ракеты была уменьшена, а вместо управляющих поверхностей был применен двигатель с поворотным соплом. Однако независимо от этих улучшений, ракетный двигатель на жидком топливе совершенно не соответствовал требованиям ВМФ. Поскольку двигатель с ноября 1955 года уже проходил испытания, армия не соглашалась перейти на использование твердотопливного двигателя. В результате флот начал разработку собственной версии Jupiter на твердом топливе под названием Jupiter S.



Хотя флот прекратил разработку жидкотопливной ракеты, он все еще был вовлечен в программу Jupiter. В результате работы продолжались и 14 мая 1956 года были проведены летные испытания компонентов ракет с помощью модифицированной версии Redstone под названием Jupiter "A". Три месяца спустя армия подписала контракт на производство ракет Jupiter с Chrysler Corporation. В этом же месяце первые три двигателя были доставлены на мыс Канаверел для проведения испытательных пусков. Большое событие произошло 20 сентября 1956 года, когда армия произвела пуск Jupiter "A" со специальной секцией, имитирующей полезную нагрузку. Эта ракета, названная Jupiter C, достигла высоты 1045 км и дальности 5470 км, установив три рекорда для баллистических ракет, разработанных в западных странах.
Этот пуск Jupiter С был очень важен как для армии, так и для национального престижа. Он также стал последним аккордом в соперничестве ВВС и армии. ВВС, отвечавшие за две программы разработки МБР и программу БРСД Thor, считали исследования армии ущемлением своих интересов. Так как это был вопрос юрисдикции, он мог быть решен только министром обороны. 28 ноября 1956 года Уилсон издал свою знаменитую директиву "Roles and Mission", которая отдавала под контроль ВВС все программы разработки ракет дальностью более 320 км.

В результате Jupiter перешел к ВВС. Однако все исследовательские работы продолжали выполняться в Redstone Arsenal, принадлежащем армии. Затем, первый запуск ракеты, произведенный в марте 1957 года с мыса Канаверел, также выполнялся армейским персоналом. Хотя он был неудачным, следующий пуск, выполненный 31 мая, был успешным. Дальность составила 2400 км. Так как это произошло за четыре месяца до первого успешного пуска Thor, Jupiter стал первой в США успешно запущенной баллистической ракетой средней дальности.

Хотя Jupiter и превзошел Thor по дальности полета, по сравнению с конкурентом программа развивалась очень вяло. Например, испытательные пуски Jupiter выполнялись с инженерными образцами, в то время как в тестах Thor были задействованы серийно выпускающиеся ракеты. Кроме того, оборудование для запуска и обслуживания Thor разрабатывалось одновременно с ракетой, в то время как его разработка для Jupiter началась только после первого успешного пуска ракеты. Далее эти задержки были усугублены требованием ВВС использовать для Jupiter модифицированное оборудование, предназначенное для Thor. Эта задача оказалась невыполнимой.

С 9 октября 1957 года, после назначения на пост министра обороны Neil H. McElroy, отношение к программе Jupiter изменилось. Было объявлено, что будут развернуты как Thor, так и Jupiter. В рамках нового плана первые подразделения должны были быть готовы к декабрю 1958 года.

2 января 1958 года было получено одобрение на использование разработанного армией оборудования для обслуживания Jupiter. Через два дня Chrysler получил контракт стоимостью 51,8 млн. долларов на производство Jupiter. Первая эскадрилья Jupiter (864-я) была сформирована 15 января 1958 года. В феврале началось обучение, далее были сформированы еще две эскадрильи (865-я и 866-я). Первый серийный Jupiter был поставлен в августе, а первый пуск, выполненный ВВС, состоялся 15 октября 1958 года. Однако, в это время первый Thor был уже доставлен в Великобританию. Несмотря на развертывание Thor, в ВВС осознали, что Jupiter является намного более эффективной ракетой средней дальности. Поскольку он был мобильным, это резко затрудняло возможность нанесения противником превентивного ракетно-ядерного удара. Кроме того, поскольку в конструкция ракеты изначально была рассчитана на ее перевозки, она была более прочной и устойчивой по отношению к действию обычного оружия.



В отличие от «Тора», стартовавшего только с заранее подготовленных позиций, «Юпитер» запускался с мобильной пусковой установки. Батарея ракет «Юпитер» включала три боевые ракеты и состояла из примерно 20 тяжёлых грузовиков, включая цистерны с керосином и жидким кислородом.
Ракета транспортировалась горизонтально, на специальной машине. Прибыв на место развёртывания, батарея устанавливала ракеты вертикально и возводила вокруг основания каждой ракеты «навес» из алюминиевых листов, укрывавший работающий над подготовкой к старту персонал и позволяющий обслуживать ракеты при любых погодных условиях. После установки, ракета требовала приблизительно 15 минут для заправки после чего была готова к запуску.

Еще одним преимуществом Jupiter была абляционная головная часть. В отличие от головной части Mk-II для Thor, она входила в атмосферу на большей скорости. В результате ее было сложнее перехватить, кроме того, она была менее чувствительна к боковому ветру и в результате имела значительно большую точность. В результате ВВС приняли решение отказаться от Mk-II и использовать абляционные боевые части на обеих ракетах.

В 1959 году было достигнуто соглашение с правительством Италии о размещении на территории страны двух эскадрилий — 865-й и 866-й, ранее базировавшихся на военной базе «Редстоунский арсенал» (Хантсвилл, США). Для размещения ракет была выбрана авиабаза «Джиойя дель Колле» в южной Италии. Два эскадрона, каждый в составе 15 ракет, были направлены в Италию в 1959 году.
В состав каждой эскадрильи входило 15 боевых ракет, разделённых на пять стартовых батарей — примерно 500 человек персонала и 20 машин оснащения на каждую ракету. Десять батарей были развёрнуты на расстоянии в 50 км друг от друга в 1961 году. Ракеты находились под официальной юрисдикцией итальянских ВВС и обслуживались итальянским персоналом, хотя контроль за ядерными боеголовками и их снаряжение осуществляли американские офицеры. Ракетные батареи регулярно меняли места дислокации. Для каждой из них, в 10 находившихся поблизости деревнях были подготовлены склады горючего и жидкого кислорода, регулярно пополняемые и обслуживаемые.



15 ракет были расположены на 5 позициях вокруг Измира в Турции в 1961 году. Также как и в Италии, турецкий персонал осуществлял обслуживание ракет, но ядерные заряды контролировались и снаряжались офицерами США.



Первый учебно-боевой пуск БРСД итальянским персоналом был выполнен в апреле 1961 года. Первый учебно-боевой пуск БРСД турецким персоналом был выполнен в апреле 1962 года.


В 1963 году, спустя очень короткое время после постановки на боевое дежурство, ракеты были сняты с вооружения в ответ на демонтаж советских ракет на Кубе. Кроме того, с развертыванием БРПЛ Polaris с подводным стартом Jupiter оказался не нужен.  Последние ракеты были сняты с боевого дежурства в июле 1963 года.

Хотя карьера Jupiter была короткой и излишне политизированной, он оказал большое влияние на развитие американских ракетных технологий. Для ВВС он был первой мобильной стратегической баллистической ракетой. На Jupiter была впервые применена абляционная головная часть. В космической программе США Jupiter применялся в качестве первой ступени ракеты-носителя Juno, которая использовалась при запусках спутника для исследования Луны Pioneer III, научного спутника Explorer VII и первого американского искусственного спутника Солнца Pioneer IV.



Тактико-технические характеристики

Длина: 18,3 м
Диаметр: 2,67 м
Стартовая масса = 49 353 кг
Забрасываемый вес = 750 кг
Дальность стрельбы: 2410 км
Тип системы управления: автономная инерциальная
Точность (КВО): 1500 м
Тип ГЧ: W49 — моноблочная, термоядерная
Мощность заряда: 1,44 Мт
Максимальная высота траектории: 660 км
Максимальная скорость: 5140 м/с
Количество ступеней: 1
Тип горючего: керосин RP-1
Тип окислителя: жидкий кислород
Масса заправляемого горючего: 13 796 кг
Масса заправляемого окислителя: 31 189 кг
Двигательная установка: ЖРД Rocketdyne S-3D
Тяга ДУ на уровне моря: 67,5 т
Время работы основного двигателя: 2 мин 38 с
Время работы верньерного двигателя: 12 с
Производитель: Chrysler
Количество развернутых ракет: 45 (30 в Италии, 15 в Турции).

Комментариев нет:

Отправить комментарий