РТ-1 (индекс 8К95) — первая попытка СССР разработать твердотопливную МБР, проходила испытания с 1962 по 1963 год, но не развертывалась ввиду отрицательных результатов испытаний (две трети пусков закончились неудачно).
Постановлением СМ от 27 июня 1959 года на базе ЦНИИ-58, которым руководил главный конструктор артсистем В.Г.Грабин, для разработки баллистических ракет на твердом топливе был организован филиал ОКБ-1. Разработка твердотопливной ракеты РТ-1 начата 20 ноября 1959 года. Проект ракеты разработан под руководством И.Н.Садовского, который в августе 1959 года был назначен заместителем С.П.Королева по ракетам на твердом топливе.
Двигатели всех трех ступеней ракеты разработаны в НИИ-125 (г.Люберцы) под руководством Б.П.Жукова. Односопловые РДТТ каждой ступени были связаны в единый блок по четыре штуки. Корпус РДТТ несущей конструкции состоял из стеклотекстолитовых обечаек и стальных днищ. Снаряжение твердотопливных двигателей производилось на заводе № 98. Разделение ступеней ракеты происходило по "горячей" схеме. Двигатели I и II ступени работали до полного выгорания. Дальность полета ракеты регулировалась обнулением тяги двигателей III ступени путем вскрытия верхнего днища. Первая отечественная стратегическая ракета на твердом топливе проходила летные испытания на ГЦП в Капустином Яре с 28 апреля 1962 года по июнь 1963 года. Падение головных частей происходило на боевом поле в районе озера Балхаш. Из первых десяти пусков только в трех была выполнена поставленная задача, первый успешный пуск состоялся 18 марта 1963 года. В последнем пуске боковое отклонение от цели составило 2,7 км, перелет по дальности - 12,4 км. Несколько позже проходил испытания вариант ракеты РТ-1 - РТ-1-63 (8К95-63), на котором отрабатывалась в реальных условиях третья ступень межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2. Было изготовлено три ракеты РТ-1-63 (в некоторых источниках - РТ-1-1963). Пуски ракеты проводились с наземного старта на ГЦП в сентябре-ноябре 1965 года на дальность до 1950 км. Для пуска баллистической ракеты в ЦКБ-34 (впервые в СССР) был спроектирован и испытан транспортно-пусковой контейнер СМ-162. Из-за неудовлетворительных массо-габаритных характеристик ракеты и относительно малой дальности стрельбы работы по комплексу не получили дальнейшего развития.
Тактико-технические характеристики:
Ракета (варианты): РТ-1 (8К95), РТ-1-63 (8К95-63, 8К95-1963)
Дальность, км: 1850-2000 (2400-2500)
Точность стрельбы:
по дальности: ± 5 км
по боковому отклонению: ± 4 км
Головная часть:
тип: термоядерная
разработчик: КБ-11
мощность заряда - 0,5 - 1,0 Мт
вес: 500 - 800 км
Система управления: инерциальная (комбинированная);
Число ступеней - 3;
Размеры:
длина полная - 18,3 м;
макс. диаметр корпуса - 2,0 м
Стартовый вес: 35,5 - 36,0 (34,0) т;
Тип топлива твердое баллистное, РСД-4К, (впоследствии НМЛ-2)
Первая ступень:
Размеры:
длина: 4,6 - 4,8 м
диаметр: 1,6 м
Двигатель: четыре односопловых РДТТ
тяга 4-х двигателей в пустоте: 100 тс
время работы: 30 с
Вторая ступень:
Размеры:
длина: 3,9 - 4,0 м
диаметр: 1,5 м
Двигатель: четыре однокамерных РДТТ
тяга двигателей в пустоте: 51 тс
время работы: 30 с
Третья ступень:
Размеры:
длина: 2,8 м
диаметр: 1,4 м
Двигатель: четыре однокамерных РДТТ
тяга двигателей в пустоте: 25 тс
время работы: 30 с
Пусковая установка:
Тип: наземный стартовый стол
Разработчик: ГСКБ "Спецмаш"
Число ракет на ПУ - 1
Источники:
1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999
Комментариев нет:
Отправить комментарий