USS Grayback (SS/SSG/APSS/LPSS-574) - головной корабль серии, и второй в американском флоте, названный в честь grayback - вида промысловой сельди, обитающей в Великих Озерах.
Ее киль был заложен на верфи Mare Island Naval Shipyard в Вальехо, штат Калифорния, 1 июля 1954 года. Подводная лодка была спущена на воду 2 июля 1957 года, крестной матерью ее стала Mrs. John A. Moore, вдова последнего командира подводной лодки USS Grayback (SS-208), и принята в состав флота 7 марта 1958 года под командованием капитан-лейтенанта Hugh G. Nott. Изначально Grayback проектировалась как подводная лодка - охотник, но затем в 1958 году была переоборудована в носитель крылатых ракет Regulus.
Grayback был первой подводной лодкой, получившей крылатые ракеты Regulus II. В сентябре 1958 года с подводной лодки был выполнен первый успешный пуск Regulus II, подтвердивший способность флота наносить удары по наземным целям. Выйдя из Сан Диего, Калифорния, 30 октября, 8 ноября Grayback прибыла в Перл Харбор для проведения месячных учений, после чего вернулся в Мар-Айленд для проведения регламентных работ.
Подготовка к пуску Regulus II
9 февраля 1959 года Grayback снова отбыла из Мар-Айленд для постоянного базирования в Перл Харбор, куда подводная лодка прибыла 7 марта, посетив по пути Порт Хаенем, Калифорния, Лонг Бич, Калифорния и Мазатлан, Мексика. После этого в течение июля были проведены учения, а с 21 сентября по 12 ноября Grayback выполнила свое первое из девяти боевых патрулирований в рамках миссии ядерного сдерживания. После окончания патрулирования подводная лодка зашла в порт Йокосука, Япония. В Перл Харбор Grayback вернулась 8 декабря.
К 22 ноября 1960 года была произведена модификация систем пуска ракет и электрических сетей, после чего снова начались боевые патрулирования. В течение следующих двух лет Grayback выполнила в общей сложности восемь таких миссий, проведя в море около 18 месяцев, большей частью в подводном положении. В целом за девять патрулирований лодка провела в море более 20 месяцев и прошла 209000 км.
27 августа 1963 года при движении под шнорхелем для перезарядки батарей Grayback попала в сильный шторм. Произошло короткое замыкание, в результате чего начался пожар. Погиб один моряк. На короткое время главная силовая установка была выведена из строя, но после ее ремонта Grayback благополучно вернулась своим ходом в Перл Харбор. Ремон лодки занял две недели.
С принятием на вооружение подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами Polaris, они брали на себя функции, ранее возлагавшиеся на подводные лодки типа Grayback. В 1964 году программа Regulus была свернута, а Grayback выведена с активной службы. Она была списана в Мар-Айленд 25 мая 1964 года.
Подводная лодка для перевозки боевых пловцов
Второе переоборудование на верфи Mare Island Naval Shipyard началось в ноябре 1967 года. Изначально оно оценивалось в 15,2 миллиона долларов, но фактически его стоимость составила более 30 миллионов. 30 августа 1968 года подводная лодка была переклассифицирована в носитель боевых пловцов под обозначением LPSS-574. В результате длина лодки увеличилась на 3,65 м. Ракетные ангары были переоборудованы для перевозки 67 снаряженных боевых пловцов и их транспортных средств (Swimmer Delivery Vehicle). Кроме того, в правом ангаре была размещена декомпрессионная камера.
В июне 1972 года в рамках операции Thunderhead Grayback доставила группу боевых пловцов в прибрежные воды Северного Вьетнама. Это была последняя во время Вьетнамской войны попытка освободить американских военнопленных, удерживаемых в Северном Вьетнаме.
Во второй раз Grayback была списана 15 января 1984 года, находясь на американской базе на Филлипинах. 13 апреля 1986 она была потоплена в качестве мишени на учениях в Южно-Китайском море.
Комментариев нет:
Отправить комментарий