Ядерная бомба Mark 6 была первой в США, запущенной в массовое производство. Ее планировалось доставлять к цели тяжелыми бомбардировщиками Стратегического Авиационного Командования и применять только против стратегических целей. Первая модификация бомбы разрабатывалась с 1949 года, и начала выпускаться в 1951 году. До начала ее снятия с вооружения в 1957 году было разработано еще несколько модификаций. При этом она послужила базовой конструкцией для разработки бомбы Mark 18 в середине 50-х годов.
Конструкция бомбы предусматривало хранение делящегося материала в специальной капсуле отдельно от бомбы для повышения безопасности. Капсула вставлялась в бомбу непосредственно перед ее сбросом. Кроме того, это было первое ядерное оружие, в котором имелась возможность изменения высоты подрыва бомбы экипажем самолета во время полета.
Конструкция Mk 6 практически идентична Mk 4, на базе которой она была разработана. Бомба Мк.6 имела те же габаритные размеры, что Mk.lll и Мк.4 – диаметр – 1550 мм (61 дюйм) и длину – 3250 мм (128 дюймов), но была намного легче – 3860 кг. Масса поздних модификаций Мк.6 была ещё меньше – 3450 кг, за счет замены тяжелого стального корпуса бомбы на алюминиевый.
Мощность бомбы Мк.6 составляла, в зависимости от модификации, 8, 26, 80, 154, или 160 кт.
В конце 1952 г. все бомбы Мк.6 были переделаны в Мк.6 Mod.l. Не оправдавшие себя высотомеры «Эйби» заменили на высотомеры «Альберт», более надежные и устойчивые к помехам. Кроме того, «Альберт» допускал установку высоты подрыва на борту самолёта носителя.
Модификация Мк.6 Mod.2 получила, наконец, 60 линзовый ядерный заряд, доводка которого затянулась до 1952 г. Чтобы облегчённый заряд не нарушил центровку бомбы, блок автоматики подрыва перенесли в её носовую часть. Антенны радиовысотомеров «Альберт» установили на боковой поверхности корпуса. Хотя новый заряд был сложнее старого 32 линзового и имел вдвое больше разъёмов, установка в полёте ядра из делящихся материалов занимала всего 14 мин – вдвое меньше, чем у Мк.4.
Мк.6 Mod.3 отличалась от Mod.2 носовым расположением антенн радиовысотомеров «Альберт», так как испытания показали, что при боковом их расположении есть вероятность ложного срабатывания системы подрыва по эхосигналу от самолёта носителя.
Следующая модификация, Mod.4, была оборудована системой электрообогрева радиовысотомеров и аккумуляторных батарей. Это позволило использовать в качестве носителей обычные неядерные бомбардировщики без системы термостабилизации бомбоотсека.
Бомба Mk.6 Mod.5, выпускавшаяся с 1953 г., имела совершенно новую систему подрыва, вообще без радиовысотомеров. Исследования показали, что при мощности взрыва 30–60 кт ТЭ погрешность высоты взрыва ±100 м, которую дает барометрический высотомер, не имеет существенного значения. В Mod.5 сигнал на подрыв атомного заряда выдавал бародатчик. Тем самым была полностью решена проблема радиопомех и существенно упрощена конструкция бомбы. Бомбы Mk.6 Mod.2, Mod.3, Mod.4 и Mod.5 состояли на вооружении до 1957 г.
Последней и самой массовой модификацией бомбы Мк.6 стала Мк.6 Mod.6.
Это изделие состояло на вооружении с 1955 по 1962 гг. В Mod.6 были переделаны все ранее выпущенные бомбы Мк.6, а также 90 шт. 500 килотонных бомб Мк.18. Эта модификация отличалась от Mod.5 двумя новыми элементами автоматики подрыва: барометрической системой, обеспечивающей измерение атмосферного давления независимо от числа Маха, и резервными пьезоэлектрическими взрывателями. Последние обеспечивали ядерный взрыв при ударе о грунт. У всех предыдущих 60 дюймовых бомб, начиная с Mk.lll, при ударе о грунт была возможна только самоликвидация изделия без ядерного взрыва.
Всего с 1951 по 1955 год было выпущено около 1100 бомб Mark 6, которые оставались на вооружении стратегической авиации до 1962 года.
Носителями Mark 6 были стратегические бомбардировщики B-29, B-50, B-36, B-47 и B-52, а также палубные бомбардировщики AJ-1.
Источники:
1. К. Кузнецов, Г. Дьяконов. Главный калибр боевой авиации. Авиация и космонавтика, №4, 2014 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий