рекомендации

вторник, 8 марта 2016 г.

Межконтинентальная крылатая ракета B-350 "Буря"

Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350, Ла-Х) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования, разработанная в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством Лавочкина С. А.



Разработка и испытания

Разработка комплекса с МКР задана ОКБ-301 Постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года №957-409 одновременно с другой МКР - «Буран», разрабатывавшейся в ОКБ-23. Предэскизный проект выполнен в августе 1954 года. Ракета «350» была спроектирована по нормальной само­летной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70° и тонким сверхзвуковым профилем. Боевая часть ракеты размещалась в центральном теле сверхзвукового диффузора в носовой части корпуса.




На ракете были установлены топливные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода. На крестообразном хвостовом оперении были размещены в передней верхней части фюзеляжа. Датчики астронавигационной системы были закрыты жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Инерциальная навигационная система ракеты разработана под руководством Г.Толстоусова, астронавигационная - в ОКБ-169 под руководством Р.Чачи-кяна. На конечном этапе полета ракета с высоты около 25 км пикировала на цель. Эскизный проект ракеты выполнен в 1955 году. В ходе проектирования вес боевого заряда был увеличен с 2,1 т до 2,35 т. Отработка аэродинамической схемы ракеты проводилась на экспериментальных стендах в ЦАГИ и в натурных условиях на сбрасываемых с самолета моделях длиной около 2 м (ЛИИ, работы велись под руководством Е.Д.Ямпольского). 



ЛКИ ракеты «Буря» начались 31 июля 1957 года на ГЦП под Капустиным Яром. Первый пуск состоялся 1 сентября 1957 года, при старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем на 63 секунде и в четвертом - на 81 секунде. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый СПВРД. Затем последовало три неудачных пуска. В девятом пуске 28 декабря 1958 года продолжительность полета составила 309 секунд. В следующих полетах (десятый и одиннадцатый пуски) были получены рекордные для того времени результаты: дальность полета 1350 км при скорости 3300 км/ч и 1760 км - при скорости 3500 км/ч. В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=З так далеко еще не летал ни один аппарат. В тринадцатом пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У с укороченной камерой сгорания, полет продолжался около 10 минут. При следующем пуске, 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря.



Во время работы над «Бурей» в ОКБ-301 Семена Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой.

Техническое описание

Компоновка — двухступенчатая ракета с продольным разделением ступеней.
Первая ступень (ускоритель) — 2 ракетных блока с ЖРД.
Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
По программе полёта ракета на двигателях первой ступени стартует с пусковой установки вертикально, постепенно переходит в горизонтальный полёт, и на высоте 17 500 м разгоняется до скорости М≈3, когда включается двигатель маршевой ступени, и происходит разделение ступеней. Далее крылатая ракета идёт к цели на высоте 17÷18 км по командам астронавигационной системы управления, при подходе к цели набирает высоту 25 км (противозенитный манёвр), и пикирует на цель. Полёт на максимальную дальность вместе с подъёмом и разгоном длится около 2,5 часов.
Датчики астронавигационной системы управления находились в верхнем коке из жаропрочного кварцевого стекла.
Боевую часть предполагалось разместить в центральном теле входного устройства ПВРД маршевой ступени.

Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным - 17) пусков (по различным программам) из которых 3 были аварийными. Работы по МКР «Буря» были прекращены в соответствии с Постановлением СМ СССР от 5 февраля 1960 года.



5 февраля 1960 г. выходит постановление правительства о разработке «Бури» в варианте фоторазведчика (работы начались еще в 1958), по этому же постановлению прекращались работы над «Бурей» как стратегической ракетой. Однако в июне 1960 года С.А.Лавочкин скончался. Проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года, но и их закрыли.
Было решено осуществить пуски оставшиеся ракет для отработки перспективных образцов ракетной техники. Последняя ракета была пущена с полигона Капустин Яр 16 декабря 1960 года (18-й пуск).
В 1955-1957 годах в ОКБ-301 С.А. Лавочкина велось предэскизное проектирование крылатой ракеты с ядерным ПВРД. Работы по этой машине не получили значительного развития.

Технические характеристики ракеты

Разработчик: ОКБ-301 ГКАТ.
Генеральный конструктор С.А.Лавочкин.
Главный конструктор Н. С. Черняков.
Изготовитель ракет: завод №18 (Куйбышев) и завод №301 (Москва).

Тип комплекса: ракетный комплекс с межконтинентальной крылатой ракетой стратегического назначения, первого  поколения.

Ракета: В-350
Дальн. стрельбы 7500-8500 км 
Крейсерская скорость полета 3,15-3,2М  
Крейсерская высота полета 18-24,5 км
Точность стрельбы 10000 м
Головная часть:
тип: моноблочная термоядерная
вес боевого заряда 2100-2350 кг
Система управления: инерциальная с астронавигационной системой "Земля".
Число ступеней ракетной системы - 2
Длина системы 19,88 (19,578) м
Макс, диаметр корпуса 2,22 м
Макс, размах по стабилизатору 11,656 м
Высота 6,642 м
Размах крыла 7,746-7,754 м
Стартовый вес системы 95,0-97,215 м 
Стартовый вес ракеты - 60,0 т
Первая ступень - ускорители:
Число ускорителей - 2
Вес ступени - 33 т
Число двигателей на ускорителе - 1
Двигатель: 4-камерн. ЖРД С2.1100 (С2.1150)
тяга у земли:
первый режим - 68,443 тс
второй режим - 48,6 тс
время работы - 80 сек
горючее: ТГ-02
окислитель: АК-27И
Вторая ступень - крылатая ракета: 
Размеры:
длина 17,734 (18,0) м
диаметр корпуса 2,22 м
Вес ступени 60,0 т
Двигатель: СПВРД РД-012 (РД-012У)
Тяга двигателя - 7,65 (7,75) тс

Стартовый комплекс: наводимый по азимуту за счет пово­рота специального устройства с рель­сами, на которых устанавливалась ПУ
Тип ПУ: железнодорожная

Источники:

1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий