рекомендации

вторник, 17 апреля 2018 г.

Сбитые и поврежденные самолеты во время холодной войны и после ее окончания. Часть 16. 1986 - 1988 гг.

4 февраля 1986 года два самолета F-15 ВВС  Израиля перехватили ливийский бизнес-джет Gulfstream II, летевший в Дамаск, к востоку от Кипра, и заставили его приземлиться на авиабазе Рамат-Дэвид. По информация разведки израильтяне полагали, что на борту находятся ведущие палестинские лидеры. После поисков в течение четырех часов  никто не был найден, и самолет был отпущен.

3 апреля 1986 года два кубинских истребителя МиГ-21МФ перехватили два самолета C-130 над Анголой, которые, как сообщается, перевозили грузы для УНИТА. Они сбили одного из них, а второго серьезно повредили. По данным ЮАР (и Международной ассоциации воздушного транспорта), фактически они сбили гражданский C-130, зарегистрированный в TAAG, правительственной авиакомпании Анголы.

В конце 1986 года кувейтский авиалайнер по пути из Дамаска в Тегеран благополучно совершил аварийную посадку в Советском Союзе в Ереване, когда в результате внезапного урагана были закрыты все аэродромы в Иране. Боинг 727 развернулся и направился обратно на запад, но он имел слишком мало топлива, чтобы добраться до любых аэродромов в Турции. После того, как разрешение было получено, авиалайнер пересек советскую границу в районе Джульфы и совершил благополучную посадку в Ереване. Самолет был обслужен, дозаправлен, и вылетел на следующее утро.

5 октября 1986 года транспортный самолет C-123 (HPF821, ранее N4410F) компании Corporate Air Services покинул аэропорт Сан-Сальвадор-Илопанго, загруженный 70 автоматами AK-47 советского производства и 100 000 патронов, гранат и других предметов снабжения. Он пролетел вдоль побережья Никарагуа и вошел в воздушное пространство Никарагуа недалеко от границы с Коста-Рикой. Приблизившись к Сан-Карлосу, самолет спустился до 1000 метров, готовясь сбросить свой груз. В это время он был сбит сандинистами с помощью ПЗРК SA-7 Grail. Пилоты ЦРУ Уоллес «Базз» Сойер и Уильям Купер погибли в результате крушения. Ответственный за груз Евгений Хасенфус выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. Он был выпущен в декабре 1986 года.

30 марта 1987 года пилот F-16 ВВС Пакистана  Абдул Раззак заявил, что сбил афганский или советский Ан-26 в районе границы между Пакистаном и Афганистаном.
Потеря подтверждена:
30 марта 1987 г., 11:45, боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Военно-транспортный самолет был привлечен к выполнению пассажирского рейса №1022 Кабул - Газни - Гардез - Хост и произвел взлет согласно расписания в 10:15 местного времени. На борту находился экипаж из 5 человек и 34 пассажира, включая двух детей. При заходе на посадку в аэропорту Хост самолет был атакован пакистанским истребителем F-16A 9-й аэ (летчик командир эскадрильи п/п-к Абдул Раззак) и сбит ракетой "воздух-воздух". Ан-26 упал в уезде Чамкани, провинции Пактия, а все находившиеся на его борту люди погибли. Пакистанская сторона заявила, что самолет нарушил границу, что не подтверждается данными объективного контроля.

16 апреля 1987 года пилот F-16 ВВС Пакистана Бадар-уль-Ислам заявил, что сбил афганский или советский истребитель-бомбардировщик Су-22 над пограничным районом Пакистана и Афганистана. Потеря не подтверждена.

28 мая 1987 года 19-летний немецкий пилот Матиас Руст вылетел на арендованном Cessna 172 Skyhawk (D-ECJB) из Хельсинки, Финляндия в Москву, и приземлился на Красной площади. Он не был сбит, потому что два советских перехватчика, которые следили за ним, не хотели открывать огонь по маленькому самолету. Отбыв 18 месяцев в советской тюрьме, Руст был освобожден. Из-за этого инцидента командующий ПВО Колдунов был снят с занимаемой должности.

28 мая 1987 года два ливанских Fouga Magister были перехвачены истребителями ВВС Израиля и вынуждены приземлиться на авиабазе Рамат-Давид. Самолеты были обнаружены при пролете вблизи израильского воздушного пространства, но оказалось, что они искали терпящую бедствие яхту. Самолеты были дозаправлены и отпущены. Позже израильский патрульный катер нашел и оказал помощь яхте.

13 сентября 1987 года советский самолёт Су-27П 941-го ИАП, пилот Василий Цымбал, перехватил Lockheed P-3B Orion 333-й эскадрильи Королевских норвежских ВВС, пилот Ян Сальвесен, над Баренцевым морем. При маневрировании ниже P-3B Су-27П соприкоснулся с правым винтом Ориона. Удар разрушил кончик киля Су-27П, фрагменты пропеллера пробили фюзеляж Р-3B, вызвав декомпрессию. Из-за поврежденного пропеллера, Орион испытывал сильные вибрации, и правый двигатель был отключен. Самолет благополучно вернулся на свои базы. Вскоре после этого Василий Цымбал был награжден орденом Красной Звезды. Пилот Ориона вышел из этого инцидента без каких-либо последствий для его послужного списка, и Советский Союз официально извинился перед Норвегией.

27 сентября 1987 года ангольский пилот МиГ-23 Мигель-Флогер Чао Гонддин заявил, что сбил южноафриканский Mirage F.1 совместно с Альберто Лей Ривасом. Ривас утверждал, что сбил второй южноафриканский Mirage, возможно, в тот же день.

В мае 1988 года норвежский пилот Андреас Соммерс проник в 2-3 км в воздушное пространство Советского Союза на Cessna 152. Советские истребители не успели перехватить его, прежде чем он вернулся в воздушное пространство Норвегии.

17 мая 1988 года пилот F-16 ВВС Пакистана А. Хеймид Кадри заявил, что сбил два советских самолёта Су-22 над районом границы Пакистана и Афганистана. ВВС СССР в этот день потерь не имели.

3 июля 1988 года иранский Airbus A300B2-203 (EP-IBU), рейс IR655, вылетающий из Бандар-Аббаса в Дубай, был сбит над Ормузским проливом двумя ракетами класса «воздух-воздух» SM-2 Standard, выпущенными американским крейсером USS Винсенс в результате ошибочной идентификации Airbus как враждебного иранского самолета F-14. Все 290 пассажиров и членов экипажа на борту Airbus погибли.

4 августа 1988 года пилот F-16 ВВС Пакистана Ахтар Имам Бохари заявил, что сбил советский Су-25 над районом границы Пакистана и Афганистана. Потеря подтверждется советскими данными. Су-25 (378-й отдельный штурмовой авиационный полк) сбит южнее Хоста пакистанским истребителем F-16 после непреднамеренного вторжения в воздушное пространство Пакистана. Лётчик (заместитель командующего ВВС 40-й армии полковник Александр Руцкой) катапультировался и был взят в плен на территории Пакистана, позднее освобождён в обмен на партию оружия для моджахедов.

8 августа 1988 года ангольский пилот МиГ-23 выпустил две ракеты Р-60 (AA-8 Aphid) в британской Aerospace 125 Series 800 (OK-1) с президентом Ботсваны Кветт Масире и его сотрудниками, летевшими на совещание в Луанде. Одна ракета попала в правый двигатель реактивного самолета, оторвав его от планера. Вторая ракета навелась и поразила падающий двигатель. Пилот самолета был выведен из строя, когда на него налетел стюард. Второй пилот, Артур Рикеттс, совершил успешную аварийную посадку в буше.

12 сентября 1988 года пилот F-16 ВВС Пакистана Халид Махмуд заявил, что сбил два советских самолета МиГ-23МЛД над пограничным районом Пакистана и Афганистана. На самом деле в сентябре 1988 года МиГ-23 потерь не имели. 
12 сентября 1988 года 12 МиГ-23МЛД, каждый из которых нёс по две бомбы ФАБ-500, наносили удар по талибам в долине реки Кунар восточнее Асадабада. В районе цели самолёты были атакованы парой пакистанских F-16, один из пакистанских истребителей выпустил по советским самолётам две ракеты AIM-9L. Первая ракета промахнулась, вторая разорвалась прямо под МиГом к-на Сергея Привалова. МиГ-23 остался полностью управляемым и не загорелся, но из за пробитого осколком топливного бака вынужден был совершить посадку.

28 сентября 1988 года пара советских МиГ-23МЛД (пилоты м-р В.Астахов и к-н Б.Гаврилов) над горным плато в 75 километрах северозападнее Шиндада с дистанции 7-8 километров выпустила две ракеты Р-24Р и сбила два иранских вертолёта AH-1J «Супер Кобра», нарушивших афганское воздушное пространство.

3 ноября 1988 года пилот F-16 ВВС Пакистана Халид Махмуд заявил, что сбил афганский Су-22 над пограничным районом Пакистана и Афганистана. Потеря подтверждается советскими данными:
3 ноября 1988 г. боевая потеря двух самолетов Су-22 355-го апиб ВВС ДРА (Баграм). Утром, в ходе выполнения боевого задания, группа афганских Су-22М вторглась на территорию Пакистана и была атакована истребителями F-16. В результате атаки один Су-22 был сбит ракетой "воздух-воздух", а пилотировавший его летчик капитан Абдул Хашим катапультировался. Обломки самолета упали на пакистанской территории, на берег реки Куррам, в 16 км от н.п. Таль. Катапультировавшийся летчик был взят в плен. На поиски катапультировавшегося летчика был отправлен двухместный Су-22УМ3, который так же был сбит, на этот раз ракетой ПЗРК "Стингер". Потеря спарки произошла в полдень, у городка Хост.

20 ноября 1988 года пилот F-16 ВВС Пакистана Мухаммад Аббас Хаттак заявил, что сбил советский Ан-26 над пограничным районом Пакистана и Афганистана. По советским данным 20 ноября 1988 г. произошла катастрофа самолета Ан-32 ВВС ДРА. Экипаж полковника Шамшер Хана совершал ночной транспортный рейс, нарушил пакистанскую границу и разбился в районе Пешавара. Летчики погибли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий