рекомендации

пятница, 24 августа 2018 г.

Самолет ДРЛО EC-121 Warning Star


Производитель: Lockheed
Первый полет: 9 июня 1949 года
Принят на вооружение в 1954 году
Снят с вооружения в 1982 году
Primary users United States Navy
Годы производства: 1953–1958
Всего построено: 232 шт.

Lockheed EC-121 Warning Star - самолет ДРЛО, использовавшийся флотом и ВВС США. Военная версия Lockheed Constellation была предназначена для использования в качестве системы раннего обнаружения, чтобы дополнить дальний рубеж раннего предупреждения. EC-121 также использовались для сбора разведывательных данных (SIGINT).


Самолет был представлен в 1954 году и снят с вооружения в 1978 году, хотя один специально модифицированный самолет EW оставался в эксплуатации ВМС США до 1982 года. Версии ВМС США первоначально были обозначены как WV-1 (PO-1W), WV-2 , и WV-3. Warning Star ВВС США служили во время войны во Вьетнаме в качестве предшественника Boeing E-3 Sentry AWACS. Военно-воздушные силы ВВС США приняли гражданское прозвище самолета «Connie» (уменьшительное от Constellation), в то время как военно-морские экипажи использовали термин «Willie Victor» на основе сленговой версии обозначения самолета до 1962 года WV-1, WV-2 или WV-3.

Разработка



Второй прототип PO-1W в 1952 году.



Третий серийный WV-2 в полете, 1954 год.

С 1943 года Lockheed Constellation находился на службе в USAAF как C-69. Использование Constellation Военно-морского флота США в качестве самолета ДРЛО было впервые исследовано в 1949 году, когда ВМС приобрели два Lockheed L-749 Constellations. Первый полет состоялся 9 июня 1949 года, PO-1W несли большие радары дальнего действия в массивных обтекателях выше и ниже фюзеляжа. Так как в задней части образовались значительные боковые поверхности, пришлось увеличить хвостовое оперение PO-1W. После того, как PO-1W, который был переименован в WV-1 в 1952 году, доказал, что на самолетах можно работать с большими радарами, ВМС США заказали WV-2 на основе L-1049 Super Constellation. Затем WV-1 в 1958-1959 годах были переданы в Федеральное авиационное агентство.

Первоначально WV-2/EC-121D оснащался радаром для измерения высоты цели AN/APS-45, расположенным над фюзеляжем, поисковым радаром AN/APS-20 под фюзеляжем. Позднее эти радары были заменены на AN/APS-103 и AN/APS-95, хотя и не одновременно. Экипаж обычно насчитывал 18 человек, шесть офицеров (два пилота, два штурмана, два оператора оружия) и 12 военнослужащих (два бортинженера, один радиооператор, два руководителя экипажа, пять операторов РЛС, два техника РЛС). Однако, когда Северная Корея сбила военно-морской EC-121 в 1969 году, на борту был 31 человек.

Были размещены заказы в общем на 142 PO-2W Constellations на базе Lockheed L-1049 Super Constellation, поставки начались с 1953 года. В 1954 году самолет был переименован в WV-2, который экипажи называли "Willy Victor". В 1962 году, после стандартизации обозначений самолетов в Министерстве обороны, WV-2 стал EC-121K. В общей сложности 13 машин были переделаны в самолет электронной разведки WV-2Q (который в 1962 году стал EC-121M), а девять были переделаны в разведчики погоды WV-3 (WC-121N в 1962 году). EC-121K также эксплуатировался тренировочной эскадрильей 86 (VT-86) в NAS Glynco, Джорджия, где обучались летчики как EC-121, так и Grumman E-2 Hawkeye. Когда NAS Glynco была закрыта и VT-86 переехала NAS Pensacola, штат Флорида, в 1973 году, последний EC-121 эскадрильи также был доставлен в NAS Pensacola для передачи в коллекцию Национального музея морской авиации, где он и находится сегодня. Один самолет стал NC-121K, вариант РЭБ, предназначенный для тактической эскадрильи РЭБ 33 (VAQ-33) в NAS Key West, штат Флорида. Этот самолет был последним EC-121 на службе, летавшим до 25 июня 1982 года. 

ВВС получили 10 RC-121C и 74 EC-121D Warning Star, также на базе L-1049. RC-121C стали учебно-тренировочными, получив обозначение TC-121C. С 1966 по 1969 год 30 флотских EC-121 были переведены в ВВС США и переделаны в EC-121R в качестве самолетов электронной разведки. Из 74 EC-121 42 были модернизированы до EC-121H, начиная с 1962 года, а в 1969 году 15 из оставшихся EC-121D и семь из EC-121H были дополнительно модернизированы в окончательный вариант, EC- 121Т, который являлся прототипом АВАКС в Юго-Восточной Азии в 1972 году. Пять EC-121D были модифицированы как самолеты-трансляторы для операций в области психологической войны, они стали предшественниками Commando Solo EC-130.

История службы

Флот

WV-2 служили с 1956 по 1965 год в составе двух «барьеров» силах, каждый из которых располагался на одном из побережий североамериканского континента. каждый из барьеров состоял из пяти эсминцев, оснащенных РЛС, и крылом WV-2, которые выполняли 20-часовые патрулирования на высоте 1000-4000 м. Их цель заключалась в том, чтобы расширить зону раннего предупреждения о  налетах советских бомбардировщиков и ракетных атаках, в качестве продолжения линии DEW. 



WV-2 из VW-15 облетает USS Sellstrom у Ньюфаундленда в 1957 году.

Атлантический барьер (BarLant) состоял из двух меняющихся эскадрилий, VW-13 и VW-15, располагавшихся на базе Patuxent River, и эскадрильи VW-11, постоянно базировавшийся на ВМБ Argentia, Ньюфаундленд. Во время миссий самолеты летали на Азорские острова и обратно. BarLant начал свою деятельность 1 июля 1956 года и продолжал функционировать до начала 1965 года. В июне 1961 года барьер был перенесен на перекрытие проходов между Гренландией, Исландией и Соединенным Королевством (GIUK). Самолеты из Argentia были переведены на базу Keflavik, Исландия.

 Тихоокеанский барьер (BarPac) начал свою работу 1 июля 1958 года с одной эскадрильи, базирующейся на базе Barbers Point, Гавайи, оперирующей с базы развертывания на военно-морской станции Midway. Их маршруты перекрывались радиолокационными дозорами кораблей седьмой эскортской эскадры, действовавшей от острова Адак до Мидуэй. Обычно в любой момент требовались четыре или пять WV-2, чтобы обеспечить перекрытие по всей этой линии.

 Операции на барьерах были прекращены к сентябрю 1965 года, а их самолеты EC-121K были помещены на хранение. Однако служба ЕС-121 на флоте продолжались до 1975 года в четырех других эскадрильях. VQ-1 и VQ-2 эксплуатировали разведчики EC-121M на базах Atsugi, Япония и Rota, Испания, соответственно. VW-4 эксплуатировали Willy Victor с 1954 по 1975 год в качестве охотников за ураганами с основной базой в Jacksonville, Florida и передовой базой на Морской станции Roosevelt Roads, Пуэрто-Рико, а ее тихоокеанская коллега VW-1 летала на отслеживание тайфунов из Аганы, Гуам. Самолет также использовался учебной эскадрильей 86 (VT-86) в NAS Glynco, Джорджия, а также эскадрилией РЭБ 33 (VAQ-33)в NAS Norfolk , Вирджиния, а затем в NAS Key West, штат Флорида. На момент снятия с вооружения 25 июня 1982 года самолет VAQ-33 (Buno 141292) был последним NC-121K, который эксплуатировался на флоте.

ВВС

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов в период с 1954 по 1978 год эксплуатировали EC-121 в трех авиакрыльях  и трех независимых эскадрильях. До войны во Вьетнаме основная задача EC-121 заключалась в обеспечении ДРЛО для тихоокеанских и атлантических барьеров путем патрульных полетов в 300 милях от континентальной части Соединенных Штатов в так называемых «смежных барьерах». 



EC-121D из 552-й AEWCW на авиабазе McClellan.

Развертывание EC-121C началось с 551-го крыла ДРЛО, развернутого на базе ВВС Otis, штат Массачусетс. Начав эксплуатироваться с 21 декабря 1954 года, самолеты 551-го крыла впоследствии были модернизированы до EC-121D и более поздних версий EC-121H. Его тихоокеанским коллегой было 552-е крыло, летавшее с базы Макклеллан, штат Калифорния, которое достигло готовности 1 июля 1955 года. После кубинского ракетного кризиса в 1962 году 552-е крыло также получило под свое управление 966-ю эскадрилью ДРЛО, базирующуюся на базе McCoy, Флорида. 966-я эскадрилья имела две основные задачи: наблюдение за активностью в кубинском воздушном пространстве и миссия «Gold Digger» (непрерывное отслеживание миссий разведчиков U-2).

Третьим крылом, летавшим на EC-121, было 553-е разведывательное крыло, подразделение времен войны во Вьетнаме, созданное в октябре 1967 года и базировавшаяся в Таиланде до расформирования в декабре 1970 года. В 1966 году Lockheed модифицировал 30 Super Constellation (2 самолета EC-121P/WV-3 и 28 EC-121K/WV-2) до EC-121R для специализированных разведывательных миссий, выполнявшихся 553-м крылом. Самолеты были доставлены в течение 1967 года. 553-е крыло летало над территорией и у берегов Вьетнама, над Лаосом и Камбоджей, производя мониторинг обстановки осуществляя ретрансляцию сигналов малой мощности. Обычно они летали в районе тропы Хо Ши Мина в восьмичасовых миссиях. Поскольку самолет был дорогой, и имел большой экипаж, в декабре 1970 года он был заменен намного меньшим (и беспилотным) дроном QU-22 Pave Eagle.

551-е крыло было расформировано в 1969 году, в то время как 552-е в 1971 году было сокращено до эскадрильи. 1 июля 1974 года ВВС переименовали 552-е крыло ДРЛО в 552-ю авиационную группу ДРЛО. Она была расформирована 30 апреля 1976 года. Поскольку в конце 1970-х годов ВВС США начали развертывание E-3 Sentry, к концу 1975 года они прекратили эксплуатацию EC-121 . Все оставшиеся EC-121 были переданы резерв ВВС, который в начале 1976 года сформировал 79-ю эскадрилью ДРЛО на военно-воздушной базе Homestead, штат Флорида. ВВС продолжали предоставлять персонал для работы EC-121, назначая 1-й отряд 20-й эскадрилий противовоздушной обороны на авиабазу Homestead в качестве ассоциированных действующих экипажей, чтобы летать на принадлежащих резерву самолетах. Помимо наблюдения за Кубой, эти последние Warning Star также действовали с базы Keflavik, Исландия. Полеты EC-121 закончились в сентябре 1978 года. Отряд был распущен, а 1-го октября 1978 года 79-я эскадрилья ДРЛО снова стала истребительной эскадрильей.

В 1967 году пять EC-121S начали использоваться 193-й тактической эскадрильей РЭБ Национальной гвардии Пенсильвании, ответственной за миссии психологической войны в рамках проекта Coronet Solo. С июля 1970 года по январь 1971 года временно (по 30 дней с перерывом 90 дней) базировались на авиабазе Корат, Таиланд, под названием Commando Buzz. 

Война во Вьетнаме

EC-121 широко использовались в Юго-Восточной Азии с 16 апреля 1965 года по 1 июня 1974 года, особенно для поддержки операции «Rolling Thunder» и операций «Linebacker/Linebacker II» с целью обеспечения ДРЛО и ограниченного управления истребителями ВВС США, действовавших против перехватчиков МиГ. Флот США использовал вариант NC-121 в своем подразделении Blue Eagle с 1965 по 1972 год. «Голубые орлы» были радиолокационными и радиовещательными самолетами. Эти самолеты базировались на аэродроме Patuxent River и были частью океанографиеской эскадрильи VXN-8.

Big Eye

В начале операции «Rolling Thunder» у северных вьетнамцев было преимущество в том, что их РЛС могли обнаружить большинство самолетов США, летающих на высоте более 2000 метров практически в любой точке страны, используя систему, которую было трудно подавить. Силы США могли им противопоставить корабли с РЛС Тонкинском заливе и наземные радары на базе Накхон-Фаном, Таиланд, но обе системы были ограничены прямой видимостью и имели серьезные дыры в области обзора.

Для обеспечения контроля воздушного пространства, седьмая воздушная армия запросила у командования ПВО спмолеты ДРЛО. В результате была создана специальная группа Big Eye. Пять EC-121D и 100 человек вспомогательного персонала 552-го крыла  были развернуты на аэродроме Тайнань, Тайвань, а четыре EC-121 были отправлены на передовую базу Tan Son Nhut, недалеко от Сайгона, Республика Вьетнам.

EC-121 были разработаны для обнаружения самолетов, летящих над водой, а наземные объекты рельефа вызвали помехи. Тем не менее, их экипажи имели опыт отслеживания советских самолетов над Кубой и разработали методику, при которой EC-121, летящий на высоте от 15 до 90 метров, мог обнаруживать самолеты на средних высотах на дальности до 150 миль. Действуя в парах, один Big Eye EC-121 летел по 50-мильной траектории примерно в 30 милях от берега (альфа-дуга). Второй летел по трассе на высоте 3000 метров (дуга Браво) дальше от побережья, выступая в качестве запасного.



Операторы радара на EC-121D/H/T.

Это обеспечивало практическую дальность обнаружения 100 миль, достаточную для покрытия городской части Ханоя и главной базы МиГов в Фук Йене. Основным недостатком этой методики, однако, было то, что большинство контактов с  МиГами находились за пределами дальности радара высокого разрешения APS-45 Big Eye (70 миль), так что они не могли предоставить эти важные данные ударным силам ВВС США. Кроме того, технические недостатки систем EC-121D не позволяли управлять перехватом истребителя, либо идентифицировать конкретный атакованный самолет.

Миссии из Tan Son Nhut начались 21 апреля 1965 года. После дозаправки на авиабазе Da Nang Air Base самолет Этан Альфа патрулировал свой сектор в течение 5 часов. Из-за угрозы перехвата МиГами, EC-121 прикрывались истребителями Lockfed F-104 Starfighter. Системы кондиционирования воздуха на борту EC-121 были практически бесполезны на этих высотах полета, а тепло, создаваемое электроникой, в сочетании с угрозой быть сбитым, делало миссии особенно напряженными. 10 июля 1965 года EC-121 впервые управлял двумя истребителями F-4C, в результате чего были сбиты два МиГ-17.

Группа Big Eye оставалась в Tan Son Nhut до февраля 1967 года, когда угроза наземных нападений на базу заставила перевести их в Таиланд.

College Eye

1 марта 1967 года Big Eye был переименован в College Eye Task Force и перебазировался на авиабазу Ubon. Из-за сложности самолета и его систем наряду с большой группой персонала поддержки, CETF не был желанным гостем на относительно небольших тайских базах. Он перебазировался в Ubon в июле, и на свою последнюю базу Korat 17 октября 1967 года. Семь из 26 EC-121 были направлены с авиабазы Otis, Массачусетс, и прибыли в Korat 19 октября.

С апреля 1965 года по начало 1966 года, а также в конце 1967 года, EC-121D также контролировали полеты истребителей для сопровождения безоружных самолетов поддержки, работающих над Тонкинском заливом. EC-121D также обеспечивали ретрансляцию сообщений для ударных самолетов и передачу результатов миссии и отчетов в центр управления в Дананге; управление операциями эскортных истребителей и полетов ударных самолетов A-26 вдоль северной вьетнамско-лаосской границы; предоставляли радары и навигационную помощь для миссий по поиску и спасению, а также помогали истребителям в поиске воздушных танкеров для экстренной заправки.



Взлет EC-121D из "College Eye" с авиабазы Korat.

Правительство Китая 12 мая 1966 года заявило официальный протест против вторжения F-105 Thunderchief, преследующей северо-вьетнамский МиГ, сбитый в 25 милях вглубь территории Китая. Совет по наблюдению США рекомендовал, чтобы College Eye также следил за «бесполетной зоной» около вьетнамской границы с Китаем, предоставлял предупреждения самолетам США, приближающимся к буферной зоне, и сообщал о нарушениях границ самолетами США. Этого нельзя было сделать из Тонкинского залива, и в Лаосе была создана третья зона патрулирования, называемая Ethan Charlie. После испытаний 24 августа начались регулярные миссии. Для обеспечения двух миссий в день в трех зонах патрулирования EC-121 и экипажей не хватало, поэтому патрулирование в лаосской зоне производилось только один раз в три дня, и в эти дни миссии Ethan Bravo отменялись. После 13 октября 1966 года миссии Charlie проводились каждый день, а миссии Bravo вообще были приостановлены. В апреле 1967 года было развернуто еще четыре EC-121.

В апреле 1967 года ВВС приступили к оснащению всех своих EC-121 трансподером-ответчиком QRC-248 IFF. QRC-248 был разработан для наблюдения за самолетами советского производства, использующимися Кубинскими ВВС. Трансподеры SRO-2, установленные в советских экспортных МиГах, позволяли кубинским наземным радиолокаторам  обнаруживать и управлять своими истребителями. EC-121 под названием Quick Look вылетел в январе 1967 года, чтобы проверить QRC-248 и обнаружил, что вьетнамские МиГ использовали тот же самый транспондер. QRC-248 точно распознавал ответные сигналы МиГ своим радарам и расширил диапазон обнаружения на малых высотах до более чем 175 миль, охватывая практически все важные районы Северного Вьетнама. 

К 31 мая все самолеты College Eye были оснащены QRC-248. Однако Объединенным комитетом начальников штабов были запрещены активные запросы транспондеров МиГ, следуя политике безопасности АНБ, защищающей его «источники разведки» (одним из которых был QRC-248) и таким образом его использованием было ограничено ожиданием моента, когда вьетнамский радар запросит свой самолет. QRC-248 начал регулярно использоваться 21 июля 1967 года, но к тому времени истребители Северного Вьетнама, которые понесли серьезные потери в мае, приостановили полеты.

Однако в последнюю неделю августа, после периода интенсивного обучения и пересмотра тактики, МиГ начали снова нападать на ударные самолеты США, сбив несколько из них. 7-я ВА, наконец, получила разрешение на патрулирования Bravo EC-121, чтобы в активном режиме использовать QRC-248. Их  успех перевешивал миссии Alpha, которые были прекращены к 4 декабря.

1 марта 1968 года позывные College Eye были изменены на Ethan 01, 02, 03 и 04 в соответствии со стандартными процедурами ВВС. Ethan 03 (лаосское направление) начал управление полетами C-130 и ночными вылетами А-26 над тропой в Хо Ши Мина в Лаосе с 19 апреля 1968 года.

1 июля 1968 года группа была сокращена до четырех самолетов EC-121D и испытательного самолёта Rivet Top, чтобы обеспечить базирование другого подразделения College Eye на авиабазе Itazuke в Японии. Имя группы прекратило действие 30 октября 1968 года. В июне 1970 года развертывание EC-121 в Юго-Восточной Азии было прекращено в ожидании того, что они будут выводиться из боевого состава.

Rivet Top

9 августа 1967 года, в то время когда College Eye Task Force все еще базировалась в Удоне, другой прототип EC-121 начал операции по тестированию нового оборудования в качестве отряда 2 Tactical Air Warfare Center. Известный также  как Rivet Top, этот модифицированный EC-121K (позже переименованный в EC-121M) нес ответчик QRC-248, недавно установленный на самолетах College Eye, но также имел электронные запросчики, способные работать с двумя дополнительными советскими транспондерами, SRO-1 и SOD-57. Его электроника была изготовлена на заказ. Однако самым важным его обновлением стала секретная установка «Rivet Gym». Это состояло в оборудовании, которое позволяло команде специалистов разведки, говорящих на вьетнамском языке, работать на четырех станциях перехвата голосовой связи  между МиГами и их контроллерами.



EC-121K "Rivet Top" (s/n 57-143184) на авиабазе Korat, 1967–1968.

Несмотря на эти преимущества, у Rivet Top были две проблемы, которые снижали его эффективность. У его экипажа не было данных РЛС, чтобы коррелировать перехваченные разговоры с конкретными МиГами, следовательно, они не могли определить, какой самолет США может подвергнуться атаке. Во-вторых, как и QRC-248, Rivet Gym принадлежал АНБ и подчинялся еще более строгим правилам, чтобы в СССР не узнали о его существовании. Даже когда в середине 1972 года были разрешены предупреждения в режиме реального времени для американских самолетов, экипажи истребителей не были осведомлены об источнике предупреждений, тем более, что радиосвязь с EC-121 была настолько слаба, что требовалось использовать радиорелейный самолет, поэтому часто пилоты истребителей не слишком доверяли этим предупреждениям.

В октябре 1967 года прототип Rivet Top  вместе с College Eye Task Force перевели на авиабазу  Korat. Первоначально планировалось вернуться в Соединенные Штаты в феврале 1968 года, однако вследствие его эффективности было решено оставиеть его до 1969 года. Во время испытаний полеты выполнялись каждый день, после их окончания прототип совершал полеты в Тонкинский залив через день  до 31 марта 1968 года, когда операции Rolling Thunder резко сократились. До конца мая 1968 года комплекты Rivet Gym были установлены на всех EC-121 в College Eye.

Операция Kingpin

Два EC-121D, недавно модифицированные с использованием набора электроники Southeast Asia Operational Requirement 62 (SEAOR-62), но еще не использовавшиеся в качестве EC-121T, были направлены в Korat 29 октября 1970 года. Под прикрытием полевых испытаний они сопровождались C-121G с 52 членами персонала, самыми опытными специалистами 552-го крыла, и оборудованием, необходимым для обслуживания нового набора электроники. Пакет SEAOR-62 поддерживался наземным терминалом цифрового приемника данных и радиорелейным оборудованием, доставленным отдельной секретной воздушной линией. 12 ноября EC-121T прибыли в Таиланд с базы ВВС McClellan.

Цель развертывания заключалась в обеспечении интегрированного отображения тактических данных в реальном времени (аналогично военно-морской системе тактических данных, в которой использовались E-1B Tracer из Task Force 77) в поддержку операции Kingpin, миссии сил специальных операций по спасению заключенных из тюрьмы Сон Тай. Часть оборудования была впервые испытана только на авиабазе Korat из-за ограничений на радиоизлучение в воздушном пространстве США, и единственными доступными руководствами были записи ранних летных испытаний. Тем не менее, оба самолета были введены в строй к 17 ноября.

20 ноября 1970 года, в 22:00 и 22:10, два Warning Star с позывными Frog 01 и Frog 02 соответственно, вылетели из Korat и заняли позицию над Тонкинским заливом, Frog 02 был в резерве. При наборе высоты у Frog 01 отказал один из двигателей. Его заменил Frog 02, а Frog 01 совершил аварийную посадку в Дананге. 

Новое оборудование не функционировало должным образом. Наземные приемники на командном пункте Kingpin в Дананге не смогли получить данные, и процессоры IFF APX-83 на борту самолета не работали, несмотря на попытки ремона. Собственные РЛС самолета выдавали много электронного шума, а глушение северо-вьетнамских радиолокаторов самолетами EKA-3B Skywarrior мешало усилиям техников по исправлению проблем. 

Disco

В октябре 1971 года северо-вьетнамские МиГи, действующие с передовых баз, открытых после завершения Rolling Thunder, начали кампанию по перехвату Boeing B-52 Stratofortresses над южным Лаосом. 20 ноября МиГ-21 выпустил ракеты класса «воздух-воздух» по B-52, которые удалось сбить с курса с помощью тепловых ловушек. В результате, Warning Star из Det. 1 вернулись в Korat, чтобы обеспечить радиолокационную поддержку бомбардировщиков над территорией Лаоса, используя позывной Disco. Семь EC-121T, заменивших самолеты более ранних серий, базировались в Таиланде и имели на борту электронные устройства QRC-248 и Rivet Top.



EC-121D 53-555 на авиабазе Korat в сентябре 1970 года.

Когда 10 мая 1972 года началась jперация Linebacker, Disco были одним из двух основных радаров, используемых силами США, хотя они по-прежнему были ограничены плохой радиосвязью. Кроме того, медленный поворотный радиолокатор ограничивал его значение в части управления истребителями во время воздушных боев, в то время как размер группировок USAF во время Linebacker почти насыщал его возможности. Однако улучшения, достигнутые в системах с 1968 года, позволили операторам РЛС различать типы МиГов, и была принята цетовая схема обозначений: «красные бандиты» (Миг-17); «белые бандиты» (МиГ-19); «голубые бандиты» (МиГ-21) и «черные бандиты» (МиГ с малым запасом топлива). 

6 июля 1972 года, после потери семи фантомов F-4 Phantom, сбитых в течение двух недель, снова начались патрульные миссии Disco. Полеты около бывшей альфа-траектории над Тонкинским заливом проводились для лучшего освещения обстановки на низких высотах в районе Ханоя. В конце месяца Disco также были интегрированы в центр управления Teaball, совершенно секретную систему, созданную для сбора всей информации о северо-вьетнамской воздушной деятельности, собранной всеми источниками, включая невоенные. Disco использовались в качестве ретранслятора, через который передавались предупреждения, но задержка в получении информации Teaball  и передача ее через Disco (которые часто должны были использовать ненадежный радиорелейный самолет KC-135A Combat Lightning, работающий под позывным Luzon ), снизила его значение для использования в режиме реального времени, а тот факт, что его существование хранилось в секрете от американских экипажей, подрывало его авторитет. После того, как Teaball получил возможность прямой передачи данных,  Disco стал резервным вариантом.

15 августа 1973 года Disco EC-121 вылетели на свою последнюю боевую миссию, и 1 июня 1974 года отряд 1 был окончательно выведен из Юго-Восточной Азии. С 1965 по 1973 год EC-121 выполнили 13 921 боевые задачи; налетали 98000 летных часов без аварий, помогли сбить 25 МиГов и поддержали спасение экипажей 80 сбитых летательных аппаратов. Не было потеряно ни одного Big Eye, College Eye или Disco.

Batcat



EC-121R Batcat

Во время войны во Вьетнаме около 40 EC-121 были модифицированы из самолетов ДРЛО WV-2 и WV-3 ВМС США для использования с наземными датчиками для обнаружения движений войск противника вдоль тропы Хо Ши Мина, и 25  из них были развернуты в Юго-Восточной Азии, на авиабазе Korat, в рамках операции Igloo White. Такая конфигурация EC-121R получила название Batcat. Во время войны были потеряны два таких самолета, в результате погибли 22 члена экипажа. Один из них разбился при взлете во время грозы 25 апреля 1969 года, а второй разбился при посадке 6 сентября 1969 года. Во время второго крушения также погибли четыре тайских мирных жителей на земле. 

Миссии BatCat длились 18 часов, в том числе восемь часов - на одной из 11 патрульных зон, три из которых были над Южным Вьетнамом, шесть над Лаосом, одна над Камбоджей и одна над Тонкинским заливом.

EC-121R использовались 553-й и 554-й разведывательными эскадрильями 553-го разведывательного крыла с 19 октября 1967 года по 15 декабря 1970 года, с примерно 20 Batcat в наличии в ​​любой момент времени. Крыло было деактивировано 15 декабря 1970 года, а 554-я эскадрилья переместилась на авиабазу Nakhon Phanom. 553-я эскадрилья продолжала работать еще год, постепенно возвращая самолеты и экипажи в Соединенные Штаты. Последняя миссия Batcat состоялась ​​5 декабря 1971 года. Последний оставшийся административный и вспомогательный персонал вернулся на базу ВВС Otis в штате Массачусетс в январе 1972 года.

Модификации



NC-121K из VAQ-33 в 1973 году, сопровождаемый F-4B Phantom и EA-4F Skyhawk.



Экспериментальный самолет WV-2E

Модификации ВМС США

WV-1 - два прототипа на базе L-749A Constellation, до 1952 года обозначались как PO-1W.
EC-121K (WV-2) - основная флотская модификация, до 1952 года обозначались как PO-2W, заказано 244 самолетов, построено 142 (остальные переданы в ВВС).
JC-121K - один EC-121K, использовавшийся для тестирования авионики.
NC-121K - неизвестное число самолетов, модифицированных для выполнения специальных миссий.
YEC-121K - один самолет для тестирования авионики.
EC-121L (WV-2E) - один WV-2, модифицированный для испытаний вращающегося радара AN/APS-70
EC-121M (WV-2Q) - самолет электронной разведки, всего модифицировано 13 WV-2.
WC-121N (WV-3) - самолет разведки погоды, всего модифицировано 8 WV-2.
EC-121P - неизвестное количество модифицировано из EC-121K в вариант противолодочного самолета.
JEC-121P - три EC-121P, использовавшиеся ВВС.

Модификации ВВС



Первый RC-121C ВВС США, 1955 год.



RC-121D 53-0128 с двумя истребителями F-104 Starfighter.



Бывший EC-121R Batcat в центре хранения Davis-Monthan, Аризона.

RC-121C - выпущено 10 штук, первый вариант для ВВС.
JC-121C - два переоборудованы из C-121C и один из TC-121C для тестирования авионики.
TC-121C - девять RC-121C переделаны из RC-121C в учебно-тренировочные самолеты.
EC-121D - выпущено 73 штуки в 1953-55 гг. в качестве основной модификации ВВС, еще один переделан из C-121C, изначально имели обозначение RC-121D.
EC-121D Quick Look - одна машина для тестирования запросчика QRC-248 IFF
EC-121H - 42 самолета модернизированы в 1962 году - 35 EC-121D и 7 WV-2, переданных с флота.
EC-121J - два EC-121D с обновленной электроникой.
EC-121M Rivet Top - один испытательный EC-121D для тестирования новой криптоэлектроники Rivet Gym, изначально обозначался EC-121K.
EC-121Q - четыре EC-121D, получивших обновленную электронику для миссий Gold Digger.
EC-121R - 30 EC-121K / EC-121P, переданных в ВВС в 1967 - 1968 гг и переделанных в модификацию Batcat.
EC-121S - пять самолетов для Национальной Гвардии Пенсильвании, переделанных из транспортных самолетов C-121.
EC-121T - последняя модификация ВВС. В нее были переделаны 15 EC-121D и 7 EC-121H.
XW2V-1 - предлагавшаяся разработка для флота с новым оборудованием, такими как четыре турбовинтовых двигателя Allison T56-A8, крылья от L-1649A Starliner и ракеты Bomarc для защиты. Ни одного не было построено.

Потери

Флот потерял в авариях 20 EC-121, при этом погибло 113 членов экипажей. 

15 WV-2/EC-121K
3 WV-2Q/EC-121M
2 WV-3/WC-121N

Еще один EC-121M был уничтожен в бою. В 1969 году северо-корейские МиГи сбили EC-121 около восточного побережья страны, убив всех 31 членов экипажа  на борту. 

ВВС США потеряли в авариях 11 EC-121, при этом погибло 66 членов экипажей. 

2 RC-121C/TC-121C
2 RC-121D
3 EC-121H
3 EC-121R
1 EC-121T

Три EC-121H из 551-го крыла были потеряны 11 июля 1965 года, 11 ноября 1966 года и 25 апреля 1967 года соответственно, в результате чего погибло 50 человек, в том числе командир крыла полковник Джеймс П. Лайл. 

Тактико-технические характеристики (WV-2/EC-121D)

Экипаж: 6 человек и 11 - 25 операторов электроники.
Длина - 35,4 м.
Размах крыла - 38,45 м.
Высота - 7,54 м.
Площадь крыла - 153,27 кв. м.
Масса пустого самолета - 31,387 т.
Максимальная взлетная масса - 65 т.
Двигатели: 4 поршневых 18-цилиндровых радиальных двигателя Wright R-3350-34 Turbo Compound мощностью по 3400 л.с. каждый.
Максимальная скорость - 481 км/ч.
Крейсерская скорость - 410 км/ч.
Дальность полета - 6843 км.
Практический потолок - 7620 м.
Скороподъемность - 4,87 м/с.

AN/APS-20:
длина волны – 20 см;
 частота – 1,5 ГГц;
пиковая мощность – 1000 кВт;
дальность обнаружения воздушной цели – 160 км (B-29), 120 км (F-86).
дальность обнаружения крупной морской цели - 300 км. 

AN /APS-45:
частота 9375 МГц;
дальность обнаружения цели типа B-29 до 200 км. 

AN/APS-95:
частота 406-450 МГц;
пиковая мощность – 3000 кВт;
дальность обнаружения воздушной цели  до 160 км;
количество одновременно сопровождаемых целей - до 300.

Комментариев нет:

Отправить комментарий