Перевод. Оригинал здесь.
Если бы была награда за наиболее неправильно сравнимую пару самолетов, она должна была быть вручена за пару, о которой мы поговорим в этой статье. Один из самолетов был предназначен для уничтожения танков,и использовал наиболее современное оружие, включая смертоносную 30-миллиметровую пушку Галинга, тогда как другой был более многоцелевым, способным бороться с различными целями. Оба этих самолета в конечном итоге будут известны выполнением задач ближней поддержки наземных сил. Оба они были буквально летающими танками, способными пережить множество повреждений и вернуть своего пилота домой живым и невредимым. Давайте сравним эти самолеты, чтобы понять их различия.
Идеология A-10 Thunderbolt II
В статье, посвященной танковым сражениям в Ираке, я говорил, что западная танковая промышленность, даже со всей ее технологической мощью, не соответствовала мощности танковой промышленности Советского Союза.
Несмотря на то, что западные танки могли уничтожить несколько советских танков, прежде чем их бы подбили, но противостоять почти 100 000 танков и других бронированных машин, находящихся в эксплуатации в странах Варшавского договора, было нелегко. Основой советских танковых формирований стал Т-55, а позже его новый вариант - Т-62. Западным союзникам во главе с американцами нужен был убийца танков. Этот убийца должен был уничтожать танки быстрее, чем СССР мог строить их во время конфликта. Этот самолет должен был остановить волны советской брони, катящейся по европейским равнинам. Он также должен был противостоять растущим возможностям советской ПВО.
Танковое подразделение СССР, прикрываемое с воздуха ЗСУ-23-4
Исходя из этих соображений в марте 1967 года была запущена программа A-X самолета непосредственной поддержки. Ниже приведены требования, предъявляемые ВВС США к самолету.
- бронированная конструкция;
- 30-мм пушка с высокой скорострельностью для уничтожения танков и бронетранспортеров;
- возможность короткого взлета;
- низкая стоимость;
- полезная нагрузка 7 тонн, включающая ПТУР, интеллектуальные боеприпасы, кассетные бомбы и т. д.;
- боевой радиус 450 км;
- возможность низковысотного полета на околозвуковой скорости;
- повышенная живучесть.
YA-9
YA-10
Northrop и Fairchild Republic были выбраны для создания конкурирующих проектов. Northrop построил YA-9, тогда как Fairchild Republic назвала свой самолет YA-10. Эти самолеты соревновались друг с другом, интересно, что YA-10 показал себя во время тестов не очень хорошо. USAF выбрал его, хотя он не удовлетворял по некоторым летным параметрам, так как он оказался более живучим, чем его конкурент. Его двигатели, установленные высоко по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа, уменьшали шансы повреждения наземным огнем, большее пространство между пилонами позволяло использовать более широкую номенклатуру оружия, он было более ремонтопригодным, обширное бронирование и разделение критических компонентов сделали его более живучим. YA-10 был официально выбран в январе 1973 года, а полномасштабное производство началось в 1975 году. За эти годы было закуплено 713 самолетов, и согласно официальным планам они должны быть заменены на F-35.
Су-25
В 1969 году советское министерство обороны иницировало работы по разработке штурмовика. Необходимость в таком самолете почувствовали после изучения опыта применения легендарного Ил-2 и его преемника Ил-10. После того, как производство последнего было прекращено в 1950 году, самолеты непосредственной поддержки не строились. Бюро Ильюшина напрасно предлагало Ил-40 в начале 1950-х годов в качестве преемника Ил-10. После почти полутора десятилетий советское министерство обороны предъявило требования к такому самолету. Они заключаются в следующем:
- дешевая и надежная конструкция;
- простой в управлении;
- способный работать с неподготовленных аэродромов;
- кабина должна быть защищена от патронов калибра до 12,7 мм;
- минимальное время подготовки к полету;
- максимальная полезная нагрузка 3 тонны;
- боевой радиус 300 км;
- полезная нагрузка должна включать бомбы, неуправляемые ракеты и УР "воздух-воздух" для самообороны;
- скорость 800 км/ч на уровне моря.
Проще всего разработать самолет, основанный на существующей конструкции. Таким образом, КБ Сухого первоначально предложило Су-15Ш - вариант сверхзвукового перехватчика Су-15, Микоян предложил МиГ-21Ш, Яковлев предложил Як-28Ш, а Илюшинское бюро предложило вариант Ил-40, обозначенный Ил-42. Позднее название было изменено на Ил-102. Проекты были представлены в течение 4 месяцев с момента первоначального запроса. Самолеты на основе перехватчиков были отвергнуты, поскольку они не могли обеспечить характеристик, которые должен был иметь этот новый самолет. После этого Сухой предложил новый проект, который уже в течение года разрабатывался ОКБ в инициативном порядке. Ему было присвоено внутреннее обозначение Т-8. Оказалось, что он единственный удовлетворял эксплуатационным требованиям.
Прототип Ил-102
Окончательный процесс проектирования был начат в 1972 году, первый полет прототипа состоялся 22 февраля 1975 года. Были задержки с разработкой двигателя. Прототипы были тщательно протестированы в конце 1970-х годов, причем один из них был расстрелян, другими словами, использовался для обширных тестов баллистической стойкости. За этими испытаниями последовала операция «Ромб», которая была начата в мае 1980 года для проверки Су-25 и Як-38 в Афганистане. Цель состояла в том, чтобы проверить оба самолета в реальных боевых действиях. Первый и третий прототипы Су-25 были отправлены в Афганистан, и они успешно использовались во время конфликта. Прототипы сделали более 100 боевых вылетов. Их успех заставил ускорить разработку и испытание Су-25. Государственные приемочные испытания были проведены во второй половине 1980 года, и после этого самолет был принят на вооружение.
Возможности
A-10 Thunderbolt II
Поскольку YA-10 должен был использовать 20-мм пушку M61 Vulcam вместо GAU-8, которая в то время только разрабатывалась, в серйный вариант было внесено несколько модификаций, чтобы вместить массивную 30-миллиметровую пушку. Позади пилота размещается барабан с более чем 1300 снарядами. Самолет буквально спроектирован вокруг пушки общей длиной около 6 м, включая барабан со снарядами. Пушка может развивать скорострельность 4200 выстрелов в минуту на цель, со временем стрельбы 15 секунд. Она обычно снаряжается бронебойными снарядами, которые пробивают тонкую верхнюю броню на БТР и танках. А-10 также имеет 11 точек подвески полезную нагрузку 7 тонн, включающую самые разные боеприпасы. Обновленный A-10C несет новую прицельную систему и продвинутую авионику для повышения эффективности борьбы с бронетехникой. Применяемые боеприпасы включают управляемые бомбы Paveway, JDAM, УР AGM-65 для поражения наземных целей и AIM-9 для самообороны.
A-10, вооруженный до зубов
Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями TF-34, тягой по 40,32 кН. Добавьте умеренную нагрузку на крыло и прямые крылья, в результате получаем хорошую маневренность на низкой высоте. Самолет - буквально летающий танк, пилот сидит в титановой кабине, которая обеспечивает хорошую защиту от зенитного оружия калибром до 23 мм. Положение двигателей делает их трудной мишенью. Система управления полетом имеет двойное резервирование. Топливные баки самогерметизируются и имеют полиуретановую самозатягивающуюся обшивку. A-10 - это очень очень трудная цель.
Повреждения A-10, вернувшегося на базу
A-10 более известен как Warthog, и в ближайшем будущем его заменит самолет 5-го поколения F-35. По сравнению с F-35 A-10 очень дешев и прост в обслуживании. Это доказано в боевых условиях, и войска любят его. Когда пехота находится под огнем, характерный звук его пушки - лучшее, что они когда-либо слышали. Но это старый самолет, который близится к концу своей службы. С F-35, готовым заменить его, будет интересно увидеть подход, который будет использовать USAF для обеспечения непосредственной поддержки воздуха. Скорее всего, это потребует применения JDAM с больших высот.
Су-25
Так же, как и А-10, Су-25 разрабатывался как летающий танк. Кабина была защищена со всех сторон и могла противостоять попаданиям 23-мм снарядов. Пилот также защищен бронированным шлемом и бронеспинкой. Двигатели широко разнесены, что снижает вероятность одновременного выведения их из строя. Управление двигателем дублируется, а топливо подается из разных баков. Баки защищены броней, двигателями и убранным шасси. Полиуретановый слой затягивает пробоины. Система управления имеет дублированные тяги. Двигатель сам по себе может противостоять попаданиям 20-миллиметровых снарядов и иногда сохраняли работоспособность даже после попадания Стингера. Су-25 легко бронирован по сравнению с А-10, но это оправдано различными подходами, которым следовали конструкторы. Су-25 должен был быть более маневренным и, следовательно, быть более сложной мишенью для попадания в него.
Су-25 стреляет из пушки ГШ 30-2
Первые прототипы оснащались двигателями Р-9-300, модификацией РД-9, используемого на МиГ-19, без форсажной камеры. Позже прототипы были оснащены модификацией двигателя Р-13, используемого на МиГ-21, также без форсажной камеры. Двигатели были обозначены как Р-95Ш, и были заменены улучшенным вариантом Р-195 во время испытаний. Крылья были сконструированы таким образом, чтобы нести большую часть вооружения на 8 узлах подвески для оружия класса "воздух-земля" и 2 узлах подвески ракет "воздух-воздух" для самообороны. Одна точка подвески под фюзеляжем может использоваться для подвески оружия, средств разведки, РЭБ и т. д. Самолет может нести передовые средства для поражения наземных целей, такие как Х-29 и Х-31, и современные УР "воздух-воздух", такие как Р-73, для самообороны. Интересно, что он мог также нести тактические ядерные бомбы. Су-25 мог маневрировать с перегрузкой до 6,5G, и учитывая наличие 30-миллиметровой пушки ГШ 30-2, этот скромный самолет воздушной поддержки мог легко доставить много неприятностей в ближнем воздушном бою.
Повреждения Су-25, вернувшегося на базу.
В отличие от ВВС США, российские военно-воздушные силы не могут отказаться от одного из своих самых эффективных самолетов. Некоторые из законсервированных Су-25 модернизируются до новых стандартов с новым оружием, системами прицеливания, средствами самообороны, усовершенствованными двигателями и т. д. Су-25 также используется в качестве учебно-тренировочного самолета российским военно-морским флотом для обучения пилотов. Су-25, как и А-10, также подтвердил свою эффективность в бою, но он работал в более жестких условиях. В ходе афганской кампании они столкнулись с зенитной артиллерией и Стингерами, и показали очень хорошие результаты. Су-25 наверняка послужит русским и иностранным операторам еще долгие годы.
Если есть что-то, что Су-25 может сделать, а A-10 не может, это работа с авианосца. Вот Су-25УТГ, взлетающий с авианосца Кузнецов.
Бывшие соперники лицом к лицу
Комментариев нет:
Отправить комментарий