рекомендации

понедельник, 15 октября 2018 г.

Тяжелый палубный истребитель Grumman F7F Tigercat


Grumman F7F Tigercat - тяжелый истребитель, который использовался военно-морским флотом США (USN) и Корпусом морской пехоты Соединенных Штатов (USMC) с конца Второй мировой войны до 1954 года. Это был первый флотский истребитель с двумя двигателями. Хотя Tigercat был развернут слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне, он использовался в качестве ночного истребителя и штурмовика во время Корейской войны.

Первоначально разработанные для службы на авианосцах Midway, ранние модели F7F использовались в качестве сухопутных. Они были слишком велики для работы на более старых и небольших авианосцах, и только поздний вариант (F7F-4N) был сертифицирован в качестве палубного.


Разработка

Основываясь на более раннем Grumman XP-50, который был в конечном итоге отменен, компания разработала XP-65 (модель 51) для будущей концепции «эскортного истребителя». В 1943 году работа над XP-65 была прекращена в пользу проекта, который в конечном итоге станет F7F.  Контракт на прототип XF7F-1 был подписан 30 июня 1941 года. Целью Grumman было создание истребителя, который превосходил всех существующих истребителей и имел вспомогательные возможности по атаке наземных целей. Он имел сильное вооружение: четыре 20 мм пушки  и четыре 12,7 мм пулемета, а также узлы подвески для бомб и торпед. Скорость также оправдала ожидания; F7F Tigercat был одним из самых скоростных истребителей с поршневым двигателем, причем максимальная скорость была на 130 км/ч больше, чем у Grumman F6F Hellcat на уровне моря. Фред М. Трапнелл, один из ведущих пилотов-испытателей ВМФ, говорил: «Это лучший истребитель, на которым я когда-либо летал». Первоначально Grumman F7F был назван «Tomcat», но это имя было отклонено. Оно позже будет использовано для Grumman F-14.


F7F-3N из  VMF(N)-513 в Вонсане, Корея, в 1952 году.

Все это было получено за счет большой массы и высокой посадочной скорости, но главным недостатком, который привел к провалу испытаний на пригодность к базированию самолета на авианосцах, была плохая путевая устойчивость при работе одного двигателя, а также проблемы с конструкцией гака. Поэтому начальная серия использовалась только с наземных баз морской пехоты в качестве ночного истребителя с радаром APS-6. Сначала это были одноместные истребители F7F-1N, но начиная с 34-го серийного самолета было добавлено второе место для оператора РЛС; эти самолеты обозначались F7F-2N.

Следующая версия, F7F-3, была изменена, чтобы исправить выявленные проблемы, из-за которых самолету отказали в приеме на борт авианосцев, и эта версия снова была опробована на авианосце USS Shangri-La. Поломка крыла при жесткой посадке привела к провалу и этих испытаний. Самолеты F7F-3 были выпущены в версиях дневного истребителя, ночного истребителя и фоторазведчика.

Окончательная версия, F7F-4N, была тщательно доведена для обеспечения дополнительной прочности и стабильности и прошла испытания, но было построено только 12 таких самолетов.



История службы

Эскадрилья VMF(N)-513 ночных истребителей морской пехоты использовала F7F-3N Tigercat на ранних этапах Корейской войны,  во время ночных миссий было сбито два биплана По-2. Это было единственное боевое применение самолета.
 Первую воздушную победу "Тайгеркэты" одержали 1 июля 1951 г., когда экипаж в составе капитана Лонга и оператора РЛС уоррент-офицера Бакингема перехватили и сбили северокорейский По-2 севернее Сеула (между прочим, это была первая ночная победа авиации Корпуса морской пехоты). Из-за малой высоты полета и невысокой скорости, а также малой радиолокационной заметности, По-2 являлся весьма трудной целью и Лонгу и Бакингему удалось свалить его только с третьего захода. Следующий По-2 был сбит 23 сентября экипажем в составе майора Ван Ганди и сержанта Уоллма, открывшим огонь с дистанции 150 м и поразивших противника первыми же выстрелами.
F7F-3 VMF(N)-513 использовались также в ночных ударных операциях, чему способствовало мощное вооружение истребителя (в том числе и бомбовое) и способность длительное время находиться в воздухе. Достаточно сказать, что до лета 1952 г. пилоты 513-й эскадрильи выполнили более 50% ночных тактических вылетов авиации ООН. Основной их задачей было уничтожение техники и живой силы противника, который осуществлял передвижение преимущественно по ночам.

Помимо F7F-3N в Корее также использовались разведчики F7F-3R 1-го воздушного крыла Корпуса морской пехоты. Они вели разведку на малых высотах и несли серьезные потери, в результате чего их заменили на реактивные F2H-2 "Бэнши".
"Тайгеркэты" работали в паре с самолетами, несущими на борту осветительные бомбы, которым отдавалось указание сбросить их, если экипаж F7F-3N замечал потенциальную цель. Эти полеты были гораздо опаснее ночного перехвата - зенитная артиллерия северных корейцев действовала на малых высотах весьма эффективно. 23 июля 1951 г. был сильно поврежден самолет мастер-сержантов Кроуфорда и Барнетта, потерпевший катастрофу при посадке, причем Кроуфорд погиб. Ещё одну опасность представляли натянутые над дорогами проходящими в ущельях кабели: известен случай, когда один "Тайгеркэт" вернулся на базу намотав на винт около 60 м.

Появление на вооружении у северокорейцев реактивных истребителей оставляло мало шансов поршневым машинам и к началу лета 1952 г. VMF(N)-513 полностью перевооружили на реактивные "Скайнайты", а "Тайгеркэты" были отправлены на "заслуженный отдых" в части второго эшелона, где они были полностью сняты с вооружения к середине 50-х годов. Несколько самолетов были переоборудованы для тушения лесных пожаров и использовались пожарной охраной западного побережья США до середины 80-х годов.

Большинство F7F-2N были модифицированы для управления беспилотными летательными аппаратами для обучения пилотов.

В 1945 году два Tigercat, серийные номера TT346 и TT349, были оценены, но отклонены британским Королевским флотом, который предпочел военно-морскую версию de Havilland Hornet. 

Модификации


Второй XF7F-1 в 1946 году.


Ночной истребитель F7F-3N из VMF(N)-513 в апреле 1950 года.

XP-65 - истребитель, предложенный ВВС США.
XF7F-1 - прототип, построено 2 экземпляра.
F7F-1 Tigercat  - двухдвигательный истребитель-бомбардировщик с двигателями Pratt & Whitney R-2800-22W. Первая серийная версия, выпущено 34 штуки.
F7F-1N Tigercat - одноместный ночной истребитель с РЛС APS-6
XF7F-2N - прототип ночного истребителя, построен 1 экземпляр.
F7F-2N Tigercat - двухместный ночной истребитель, построено 65 штук.
F7F-2D - истребитель F7F-2N, переделанный в самолет для управления БПЛА.
F7F-3 Tigercat - одноместный истребитель-бомбардировщик с двигателями Pratt & Whitney R-2800-34W, построено 189 штук.
F7F-3N Tigercat - двухместный ночной истребитель, построено 60 штук.
F7F-3E Tigercat - истребитель F7F-3, переделанный в самолет РЭБ.
F7F-3P Tigercat - истребитель F7F-3, переделанный в фоторазведчик.
F7F-4N Tigercat - двухместный палубный ночной истребитель, построено 13 штук.

Тактико-технические характеристики (F7F-4N Tigercat)

Экипаж: 2 человека (пилот и оператор РЛС)
Длина: 13,8 м
Размах крыла: 15,7 м
Высота: 5,1 м
Площадь крыла: 42,3 м²
Масса пустого самолета: 7380 кг
Максимальная взлетная масса: 11670 кг
Двигатели: 2 × Pratt & Whitney R-2800-34W, 2100 л.с. каждый.

Максимальная скорость: 740 км/ч
Дальность полета: 1900 км
Практический потолок: 12300 м
Скороподъемность: 23 м/с

Вооружение:

Пушечно-пулемётное:
4 × 20 мм пушки M2
4 × 12,7 мм пулемёта M2 Browning
Боевая нагрузка:
2 × 454 кг бомбы под крыльями
1 × торпеда под фюзеляжем

Авионика:

РЛС AN/APS-19

Источники:

1. Squadron/Signal. W.E. Scarborought. F7F Tigercat in Action

Комментариев нет:

Отправить комментарий