рекомендации

воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Британская 343-мм пушка Mk V


343-мм пушка Mk V -  была принята на вооружение в 1912 году в качестве главного калибра новых сверхдредноутов класса Orion. Калибр ее составлял 13,5 дюйма (343 мм), а длина ствола 45 калибров. Орудие было значительно мощнее и не имело ничего общего с более ранними 13,5-дюймовыми орудиями Mk I-Mk IV, которые использовались на броненосцах типов AdmiralTrafalgar и Royal Sovereignстроившихся между 1888 и 1896 годами. 
  
Пушка была разработана для замены неудачных 305-мм пушек Mk XI и XII с высокой начальной скоростью снаряда. В отличие от Германии, которая разработала и развернула успешные 12-дюймовые пушки с высокой начальной скоростью снаряда, Великобритания переключилась на пушки, стреляющие тяжелыми снарядами с более низкой скоростью, которые имели аналогичные характеристики в дальности и бронепробиваемости. 
  
Характеристики 


Башня Q  линейного крейсера HMS Lion в июне 1916 года после Ютландского сражения. В башне установлены два 343 мм орудия Mark V. 
  
Пушка имела проволочную конструкцию и весила приблизительно 76 т без казенной части, и в первоначальной модификации она стреляла бронебойным снарядом массой 567 кг или фугасным (HE) на расстояние до 21 800 метров при угле возвышения 20 градусов.  
  
Модификации 
  
Из-за превосходных характеристик орудия было принято решение увеличить вес снаряда до 635 кг, с увеличением заряда, чтобы сохранить примерно ту же дальность стрельбы. Пушки, стреляющие более легкими снарядами, получили обозначен Марк V (L), а более тяжелыми -  Mark V (H). 
  
Железнодорожные пушки 
  
Три пушки BL 13.5 inch/45 Mark V, названные GladiatorPiece Maker и Scene Shifter, во время Второй мировой войны были установлены на железнодорожные установки. Для Scene Shifter снова использовался железнодорожный транспортер, на котором во время Первой мировой войны устанавливалась пушка BL 14 inch. В 1940 году эти пушки были отправлены в Королевский морской осадный полк в Довере в Кенте для бомбардировки немецких батарей и кораблей в районе Кале.  
  
Экспериментальная пушка со сверхвысокой скоростью снаряда 
  
343/203 мм пушка со сверхвысокой скоростью снаряда для стратосферных экспериментов была разработана и развернута вблизи Сен-Маргарет в Кенте. Базой была 343 мм пушка Марк V,  ее калибр к дульному срезу уменьшался до 203 мм. Снаряды изготавливались на заказ с готовыми нарезами, соответствующими нарезам орудия. В результате скорострельность была очень низкой, но для экспериментов это не было серьезной проблемой. Для пушки были созданы как фугасные, так и высокоскоростные снаряды, которые имели дымовые заряды, срабатывавшие на большой высоте. Наблюдения за дымом использовались для изучения условий в стратосфере. Пушка была впервые испытана в июне 1942 года. Она была развернут около Сент-Маргарет 21 января 1943 года, а экспериментальные стрельбы начались 30 марта 1943 года. Успешные эксперименты с дымовыми снарядами были проведены в феврале 1944 года. Предполагаемая дистанция подрыва дымовых зарядов составляла 30 миль (48 км) по горизонтали и 29 км по высоте. Эти испытания привели к необходимости создания нового ствола или лайнера; замена заняла около двух недель. Данные этих экспериментов были важны при разработке бомбы Grand Slam. После дальнейших экспериментальных стрельб орудие было выведено из эксплуатации в феврале 1945 года. 
  
Служба 
  
Британские корабли, оснащенные пушками BL 13.5 inch /45 gun; 
  
Линкоры класса OrionMark V(L) 
Линкоры класса King George V 1911 года: Mark V(H) 
Линкоры класса Iron DukeMark V(H) 
Линкор HMS ErinMark V(H) 
Линейные крейсера типа LionMark V(L) 
Линейный крейсер HMS Queen MaryMark V(H) 
Линейный крейсер HMS TigerMark V(H) 
  
HMS Orion был первым кораблем, вооруженным этими орудиями, и был первым британским дредноутом со всеми башнями в диаметральной     плоскости. Было обнаружено, что эти новые 343 мм орудия были очень надежными и точными при исключительно низком износе ствола. Поскольку конструкция имела значительный запас прочности, было решено, что позднее корабли могут использовать более тяжелые снаряды, чтобы еще больше увеличить их бронепробиваемость. Никаких изменений в самих орудиях для стрельбы более тяжелым снарядам не производилось, модернизация была ограничена оборудованием для перемещения снарядов и подъемниками. 



Носовые башни HMS Benbow 
  
Хотя эти пушки имели максимальный угол возвышения 20 градусов, призмы в директорах и прицелах обеспечивали прицеливание только при угле немного больше 15 градусов. До Первой мировой войны ожидалось, что бои будут вестись на относительно коротких дистанциях, и поэтому преимущества стрельбы за пределами 13 700 м не были оценены. Вспомогательные призмы, которые могли быть прикреплены к существующим прицелам и давали дополнительные 6 градусов возвышения, были созданы во время Первой мировой войны, но многие корабли еще не получили их ко времени Ютландского сражения. 
  
Во время боя у Доггер-Банки два 343 мм бронебойных снаряда поразили немецкую броню толщиной 300 мм без пробития. Третий снаряд этого калибра поразил линейный крейсер Seydlitz в барбет толщиной 230 мм под углом 33 градуса к нормали. Несмотря на то, что этот взрыв не дал каких-либо осколков, проникших в корабль, пламя и отколовшиеся фрагменты брони подожгли 62 заряда, огонь сжег обе кормовые башни, убив 165 членов экипажа. Seydlitz снова получил попадание 343 мм снаряда при Ютланде, и он снова пробил броню, но на этот раз воспламенил только четыре заряда.  

Характеристики пушки: 

Масса орудия 
76102 кг 
Длина ствола 
15,392 м (45 калибров) 
Количество нарезов 
68 
Объем зарядной каморы 
322 л 
Скорострельность 
1,5 – 2 выстрела в минуту 
Рабочее давление, легкие/тяжелые снаряды 
3150/2835 атм. 
Начальная скорость бронебойного снаряда, на стандартном/усиленном заряде: 
легкий снаряд 
тяжелый снаряд 


787/899 
759/863 
Живучесть ствола, легкие/тяжелые снаряды 
450/220 выстрелов 

Характеристики снарядов: 

Тип снаряда 
Маркировка 
Масса снаряда, кг 
Масса ВВ, кг 
Длина снаряда, см 
Масса заряда, кг 
Бронебойный легкий 
Mark IIa 
574,5 
18,1 (лиддит) 
N/A 
133 (MD45) 
Бронебойный легкий 
Mark IVa 
570,2 
13,4 (шеллит) 
N/A 
133 (MD45) 
Бронебойный легкий 
8/12crh 
567,0 
N/A 
N/A 
N/A 
Полубронебойный  
легкий 
N/A 
567.0 
53,3 (лиддит) 
N/A 
N/A 
Фугасный легкий 
N/A 
567,0 
80,1 
N/A 
N/A 
Шрапнельный легкий 
N/A 
567,0 
- 
N/A 
N/A 
Бронебойный тяжелый 
Mark Ia 
635,0 
20,2 (лиддит) 
126 
135 (MD45) 
Бронебойный тяжелый 
Mark IIIa 
639,6 
15,0 (шеллит) 
125 
135 (MD45) 
Полубронебойный  
тяжелый 
N/A 
635,0 
53,3 (лиддит) 
151,9 
N/A 
Фугасный тяжелый 
N/A 
635,0 
80,1 
N/A 
N/A 
Бронебойный для ж/д орудия 
8/16crh 
567,0 
N/A 
N/A 
135,6 - стандарт. 
181,4 - усиленный 

Таблица стрельбы тяжелым бронебойным снарядом Mark Ia 

Угол возвышения орудия, град. 
Дальность стрельбы, м 
Конечная скорость, м/с 
Угол падения, град 
1,17 
2290 
703 
1,23 
2,48 
4570 
645 
2,75 
3,95 
6860 
591 
4,65 
5,60 
9140 
543 
7,03 
7,50 
11430 
501 
9,90 
9,60 
13720 
565 
13,40 
12,05 
16000 
436 
17,5 
14,75 
18290 
416 
22,0 
20,0 
21710 
- 
- 

Таблица стрельбы легким бронебойным снарядом Mark IIa 

Угол возвышения орудия, град. 
Дальность стрельбы, м 
Конечная скорость, м/с 
Угол падения, град 
1,14 
2290 
709 
1,23 
2,40 
4570 
645 
2,73 
3,88 
6860 
589 
4,66 
5,55 
9140 
533 
7,08 
7,47 
11430 
491 
10,11 
9,64 
13720 
453 
13,78 
12,08 
16000 
425 
18,0 
14,78 
18290 
406 
22,73 
20,0 
21780 
- 
- 

Максимальная дальность стрельбы железнодорожного орудия при угле возвышения 40 градусов легким бронебойным снарядом 8/16crh - 44700 м. 

Бронепробиваемость легким бронебойным снарядом 

Дистанция, м 
Бронепробиваемость, мм (крупповская броня) 
Конечная скорость снаряда, м/с 
0 
439 
823 
9144 
310 
579 

Бронепробиваемость тяжелым бронебойным снарядом 

Дистанция, м 
Бронепробиваемость, мм (крупповская броня) 
Конечная скорость снаряда, м/с 
0 
439 
762 
9144 
318 
564 
  

HMS Princess Royal 

Источники: 

2. NavWEaps 

Комментариев нет:

Отправить комментарий