рекомендации

понедельник, 3 июня 2019 г.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100


УР-100 (Индекс ГРАУ — 8К84, по классификации МО США и НАТО — SS-11 mod.1 Sego) — советская жидкостная двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования. Принята на вооружение ракетных войск стратегического назначения постановлением Совета Министров № 705—235 от 21 июля 1967 года. Головной разработчик — ОКБ-52 (руководитель — В. Н. Челомей). Изготовитель — Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева, Омский авиационный завод и другие. 

Разработка и испытания 


Разработка межконтинентальной баллистической ракеты 8К84 была начата в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1963 года. Ракета 8К84 создавалась в ответ на американский проект "Мinuteman-1".  
МБР 8К84 должна была быть пригодна для крупносерийной постройки, размещаться в шахтных пусковых установках одиночного старта с дистанционным управлением пуском, иметь гарантийный срок эксплуатации не менее пяти лет и сохранять высокую боевую готовность на протяжении всего срока эксплуатации. 

На ракете УР-100 первоначально испытывалась комбинированная система управления с радиосистемой, в дальнейшем от нее отказались в пользу автономной системы управления. Примененный в системе управления гироскопический хранитель азимута базового направления позволил производить разворот ракеты в плоскость стрельбы после ее выхода из ШПУ. Для ракеты разрабатывались два варианта боевых блоков: легкий - для ракеты межконтинентальной дальности и тяжелый для средней дальности стрельбы. На ракете УР-100 был реализован принцип плотной компоновки отсеков. Баки ракеты - несущие, изготовлены из сплава типа АМГ-6. Наддув бака горючего первой ступени осуществлялся от специального газогенератора наддува, а баков окис­лителя обеих ступеней и бака горючего второй ступени - генераторным газом. Испытания проводились на полигоне Тюра-Там с апреля 1965 года и завершились 27 октября 1966 года. Первый пуск ракеты состоялся 19 апреля 1965 года с экспериментальной наземной ПУ, первый пуск из ШПУ состоялся 17 июля 1965 года. 

Конструкция 

8К84 была выполнена по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой и второй ступеней и головной части. 
В корпусе первой супени 8С816 размещались: четыре маршевых ЖРД 15Д2 (РД-0217) с поворотными соплами, пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек, выполненный из алюминиевого сплава АМг-6, представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Высокий удельный импульс тяги двигателей позволил сократить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле достигала 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом. 


Двигатели первой ступени УР-100 



Вторая ступень УР-100 


Основной двигатель второй ступени

Вторая ступень 8С817 по конструкции аналогична первой и состояла из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД 15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель 15Д14 (РК-3). Двигатели второй ступени были созданы в Ленинградском ОКБ-117 (Главный конструктор С. П. Изотов). Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно и обеспечивали скорость полета 7.12км/с в конце активного участка. В качестве компонентов топлива применялись азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени. 
На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. 
Головная часть мощностью 1Мт была разработана в НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне - Российский федеральный ядерный центр - ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научными руководителями работы были Е.Н.Забабахин, главными конструкторами - Б.В.ЛитвиновА.Д.ЗахаренковО.Н.Тиханэ. 
В варианте 8К84М ракета была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Ее КСП ПРО был разработан в НИИ-108 под руководством Виталия Герасименко и получил название "Пальма". 
Ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) заполненном инертным газом. В ТПК она транспортировалась, хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной готовности к пуску и из него стартовала. Применение мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение нескольких лет. Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного пункта полка. Транспортно-пусковой контейнер был азработан в Филиале № 2 ОКБ-52 (ныне - ГНИП «ОКБ Вымпел») под руководством главного конструктора В.М.Барышева. ТПК диаметром 2.7м, длиной 19.5м и весом 14.4т герметизировался специальной пленкой. 
Стартовый комплекс для ракеты 8К84 состоял из 10 рассредоточенных боевых стартовых позиций , на каждой из которых размещалась одна шахтная пусковая установка 15П784. Вблизи одной из боевых стартовых позиций размещался командный пункт боевого ракетного комплекса, связанный кабельными линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. С командного пункта проводились постоянный и периодический контроль технического состояния ракеты, систем пусковой установки и управления пуском ракет. При этом предстартовая подготовка к пуску проходила в автоматическом режиме от автономных источников электроснабжения. Ракеты находились в ШПУ только в заправленном состоянии. Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламента технического обслуживания пусковой установки с привлечением боевого расчета и подвижных средств позиционного района. Боевое дежурство пусковой установки и ракеты, а также пуск ракет осуществлялись без присутствия на них боевого расчета. 


Схема ШПУ УР-100

Пусковая установка представляла собой сооружение, состоящее из шахтного ствола и оголовка, закрытых сверху крышей защитного устройства. В ней размещались технологическое оборудование и спецтехнические системы, обеспечивающие длительное содержание, подготовку к пуску и пуск ракеты. В стволе шахты были размещены: пусковое устройство, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой, элементы газоотводящего тракта, средства откачки грунтовых вод и другое оборудование. В оголовке пусковой установки была размещена аппаратура для подготовки ракеты к пуску и ее пуска, элементы системы дистанционного контроля и управления, аппаратура электроснабжения спецтоками, средства снабжения ракеты сжатыми газами и другое оборудование. Шахта выдерживала давление до 2 кг/см2, что равнозначно энергии взрыва ядерного боеприпаса мегатонной мощности, произведенного на расстоянии 1300 метров. Способ старта - газодинамический. 
Защитное устройство и установщик разработаны в ЦКБТМ под руководством Николая Кривошеина. Защитное устройство для ШПУ имело время открывания 30 секунд и было выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты, расположенной на наклонных рельсовых путях. Установщик предназначался для бескрановой перегрузки контейнера с ракетой в шахтное сооружение и установку на пусковое устройство. 

Служба 

С 1964 года началось строительство боевых стартовых комплексов в позиционных районах. Проектные материалы предполагали возможность создания малогабаритной и упрощенной конструкции ШПУ. Транспортно-пусковой контейнер устанавливался в ШПУ с вывешиванием на опорных кронштейнах ствола установки. Первые ракетные полки с МБР УР-100  стали  на  боевое  дежурство  24 ноября 1966 года. На десять ШПУ типа ОС, входящих в ракетный полк комплекса 8К84, был оборудован один подземный командный пункт. 
Первоначально предполагалось использовать ракеты в системе про­тиворакетной обороны, предназначенной для отражения массированного ракетно-ядерного удара со стороны США. Работа по системе ПРО "Таран" была начата в 1962-1963 годах по предложению В.Н.Челомея в ОКБ-52. Применение МБР УР-100 с боеголовкой мощностью 10 Мт для перехвата МБР противника должно было обеспечить большой радиус поражения целей и позволить отказаться от селекции ложных целей (техническим заданием было принято для оценки оснащение каждой МБР противника семью ложными целями). Постановление СМ СССР на разработку аванпроекта системы принято 3 мая 1963 года. Предполагалась разработка РЛС ЦСО-С, вынесенной на 500 км от Москвы на ракетоопасном направлении в сторону Ленинграда. Рассматривалась возможность использования ракет УР-100 в системе ПРО А-35 для дальнего перехвата целей. Работы по системе были свернуты после отставки Н.С.Хрущева 



Установка ракеты в ШПУ

МБР УР-100 в ТПК впервые показана на военном параде в Москве 7 ноября 1973 года. К 1974 году произведено 106 пусков с испытательного полигона и 54 пуска с боевых позиций МБР типа УР-100 различных модификаций. Ракета УР-100 и ее модификации стали самым массовым типом советской МБР. Максимальное количество развернутых ракет составило 990 (по другим данным -1030) в 1972 году, в дальнейшем УР-100 стали заменяться ракетами УР-100К, УР-100Н и МР-УР-100. К 1974 году УР-100 была снята с вооружения. 




Характеристики: 

Тип комплекса: ракетный комплекс с легкой ампулизированной МБР и   ШПУ типа ОС, второго поколения. 
Состояние: принят на вооружение 21 июля 1967 года, снят с вооружения в 1988 году. 
Число ступеней ракеты - 2 
Длина ракеты, м: 
-  полная с тяжелой ГЧ - 16,925 м. 
-  полная с легкой ГЧ - 16,97 м. 
Макс, диаметр корпуса, м - 2,0 м 
Стартовый вес - 39,4 - 42,3 т. 
Горючее: НДМГ 
Вес горючего - 10,7 т 
Окислитель: AT 
Вес окислителя - 27,4 т 
Гарантийный срок хранения ракеты в ТПК - 17 лет. 

Первая ступень - 8С816 
длина - 12,5 м 
диаметр - 2,0 м 
масса - 34,0 т 
Двигателитри однокамерных ЖРД РД-0216  (15Д2) и один РД-0217 с ТНА   замкнутой схемы 
тяга двигателя в пустоте - 876 кН 

Вторая ступень - 8С817 
длина - 2,9 м 
диаметр - 2,0 м 
Двигатель: однокамерный ЖРД  15Д13 с ТНА   открытой схемы (8Д419) 
тяга двигателя в пустоте - 134 кН 
Рулевой   двигатель: четырехкамерный ЖРД 15Д14   с ТНА открытой схемы  ( 8Д419) 
-  тяга двигателя в пустоте - 15 кН 
-угол отклонения камер ±45 град 

Боевой блок (Вариант 1): 
длина - 1,45 м 
диаметр - 1,25 м 
Отделение: тормозные РДТТ на второй ступени 

Дальность   стрельбы: 
-  с тяжелой ГЧ - до 5000 км 
-  с легкой ГЧ: 1100-12000 км 
Сектор обстрела - 30 град 
Точн. стрельбы (КВО): 1400 м (предельное   отклонение  - 5000 м)  
Головная часть (Вариант 1 - основная): 
-  тип: легкая моноблочная термоядерная   15Ф842 
-  мощность заряда - 500 кт 
-  вес - 760-800 кг 
Головная часть (Вариант 2): 
-  тип: тяжелая  моноблочная термоядерная 
-  мощность заряда: 1,0-1,1 Мт 
-  вес - 1500 кг 
Система управления: инерциальная с гироскопической  платформой на основе поплавковых гироскопов и электромеханических счетно-решающих приборов 
Органы управления: 
-  I ступень: поворотные камеры сгорания основных двигателей; 
-  II ступень: 4-камерный рулевой двигатель 

Источники: 

1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999 

Комментариев нет:

Отправить комментарий