рекомендации

четверг, 30 мая 2019 г.

Палубный истребитель McDonnell F2H Banshee


McDonnell F2H Banshee - одноместный реактивный палубный истребитель, служивший в ВМС США и Корпусе морской пехоты США с 1948 по 1961 год. Он был одним из основных американских истребителей, использовавшихся во время Корейской войны, и был единственным реактивным истребителем на вооружении Королевского военно-морского флотом Канады с 1955 по 1962 год. Название самолета происходит от banshee из ирландской мифологии.

Разработка 

Banshee был развитием FH Phantom, хотя он начал разрабатываться до того, как Phantom поступил в производство. Инженеры McDonnell первоначально предполагали, что самолет будет модифицированным Phantom, который позаимствует у него многие части конструкции, но вскоре стало ясно, что необходимость в более тяжелом вооружении, большей  емкости внутренних топливных баках и других улучшениях сделает эту идею неосуществимой.

Новый самолет должен был использовать гораздо большие и более мощные двигатели, пару недавно разработанных турбореактивных двигателей Westinghouse J34, тяга которых увеличилась по сравнению с J30 с 7 до 13 кН каждый; поскольку более крупные двигатели должны были помещаться в корневой части крыльев, для этого требовалось большее и более толстое крыло с размахом 12,65 м. Более мощные двигатели также потребляли больше топлива, поэтому фюзеляж был увеличен для повышения емкости баков. Флот решил отойти от стандартных пулеметов калибра 12,7 мм периода Второй мировой войны и заменить их на 20-мм пушки; четыре орудия были установлены в нижней части носа, чтобы предотвратить ослепление пилотов при стрельбе из пушек в ночное время - проблема, которая проявила себя на Фантоме, из-за его пулеметов, установленных сверху. В Banshee было размещено катапультное кресло, которого не хватало Фантому, и было сделано большое количество других улучшений. Кабина была полностью герметизирована и кондиционирована, а закрылки, шасси, складывающиеся крылья, навес и воздушные тормоза приводились в действие электрическими, а не пневматическими системами. Лобовое стекло было пуленепробиваемым и имело электрический подогрев. 

В самолете была применена новая конструктивная особенность: «носовое шасси», состоящее из пары очень маленьких колес впереди обычного носового колеса. Носовое колесо можно было убрать, чтобы самолет опирался на меньшие колеса, что позволяло ему рулить с высоко задранным хвостом. Эта новация была предназначена для облегчения установки самолета, позволяя припарковать его носом под хвостом самолета впереди, тем самым экономя пространство, и повысить безопасность, направляя реактивную струю вверх во время руления. Однако эта функция оказалась малопригодной в практическом плане и была исключена на более поздних модификациях Banshee.


XF2D-1 (позже XF2H-1) в 1947 году. 

Макет нового истребителя, первоначально называвшегося XF2D-1, был завершен в апреле 1945 года. Проект пережил конец войны, но работы были замедлены, и первый из трех прототипов не был построен до конца 1946 года. Самолет совершил свой первый полет 11 января 1947 года в Ламберт Филд, Сент-Луис, штат Миссури. Во время первого испытательного полета самолет продемонстрировал скороподъемность 2743 м/мин, что было в два раза больше скороподъемности F8F Bearcat, в то время основного перехватчика флота. Военно-морской флот переименовал самолет в XF2H-1 в 1947 году после того, как он заказал другой реактивный истребитель у Douglas, другого подрядчика ВМФ, которому также была присвоена буква изготовителя «D». Заказ на 56 самолетов был размещен в мае 1947 года.

Схожесть с FH-1 означала, что McDonnell смог завершить первый F2H-1 в августе 1948 года, всего через три месяца после того, как последний FH-1 сошел с конвейера. Относительно XF2D-1 фюзеляж был удлинен примерно на 30 см, а емкость топливных баков была увеличена на 110 литров до 3320 литров. Хвостовое оперение было немного изменено. Соотношение толщины крыла и хвоста также было уменьшено для увеличения критического числа Маха. F2H-1 был модернизирован установкой двигателей с тягой 14 кН, когда они стали доступны.

Хотя флот принял F2H-1, наибольшее распространение получил более совершенный F2H-2. С новыми, более мощными двигателями Westinghouse J34-WE-34 (14,5 кН) он значительно улучшил эксплуатационные характеристики. Крыло было модифицировано и усилено, чтобы добавить топливные баки на 760 л; в отличие от сверстника USN F9F Panther, крыльевые баки Banshee были съемными. Были добавлены два пилона, в общей сложности их стало восемь, что позволяло самолету нести максимальную нагрузку в 454 кг, состоящую из четырех 250-фунтовых (113 кг) бомб и четырех 127 мм неуправляемых ракет. 

F2H-2 был основой для трех мелкосерийных вариантов Banshee. Первый, F2H-2B, имел усиленные крылья и усиленный внутренний пилон, что позволило самолету нести ядерную бомбу Mark 7 массой 748 кг или ядерную бомбу Mark 8 массой 1465 кг. Чтобы компенсировать значительно возросшую нагрузку, F2H-2B был оснащен более жесткими стойками шасси и бустером для элеронов, включаемым пилотом; последний был необходим, чтобы пилоты могли контролировать крен влево при подвеске  тяжелой ядерной бомбы Mark 8 на левом пилоне. Одна 20-мм пушка была убрана, чтобы освободить место для дополнительной электроники, управляющей ядерным оружием. 

F2H-2N представлял собой ночной истребитель, оснащенный удлиненной на 0,86 м носовой частью, в которой размещался радар Sperry Corporation AN/APS-19. Пушки были перемещены назад, чтобы освободить место для радара. Один F2H-2N, №123311, был в конечном итоге возвращен McDonnell, чтобы служить прототипом для улучшенных серий F2H-3 и F2H-4. 


Фотографическое оборудование F2H-2P. 

F2H-2P представлял собой фоторазведчик с шестью камерами, размещенными в носовой части; это был первый реактивный разведывательный самолет, используемый USN. Пульты дистанционного управления позволяли пилоту вращать камеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях, и самолет мог быть оснащен парой подвесок, каждая из которых содержала 20 картриджей для ночной съемки. Отсек для камеры обогревался для предотвращения замерзания. F2H-2P считался эффективным фоторазведчиком из-за его большой максимальной дальности полета для реактивного самолета, практического потолка  14800 м в сочетании с его скоростью, что крайне затрудняло его перехват другими боевыми реактивными самолетами начала 1950-х годов.

F2H-3 был последней значительной модификацией. Фюзеляж был удлинен на 2,44 м, чтобы увеличить емкость внутренних баков до 4 172 л. Размеры подвесных топливных баков на законцовках крыльев были уменьшены до 644 л каждый, но из-за увеличенной емкости внутренних баков они редко использовались. Горизонтальные стабилизаторы были перемещены вниз к фюзеляжу. F2H-3 был оснащен РЛС Westinghouse AN/APQ-41, что сделало его всепогодным, а пушки были перемещены вниз и назад для размещения радара и увеличения боезапаса со 150 выстрелов на ствол до 220 выстрелов для верхних пушек и 250 выстрелов для нижних. Под крыльями были добавлены еще четыре пилона, и бомбовая нагрузка была увеличена до 1361 кг. В F2H-3 также было установлено оборудование для дозаправки в воздухе. Эти изменения привели к созданию более длинного, более крупного самолета, который значительно отличался от своих предшественников.

Последним вариантом был F2H-4. Он имел радар Hughes AN/APG-37 и немного более мощные двигатели Westinghouse J34-WE-38 с тягой 16 кН, которые увеличивали максимальную скорость на 48 км/ч и значительно увеличили практический потолок самолета до 17 069 м. В остальном F2H-4 был аналогичен F2H-3.

Предложенный вариант фоторазведчика F2H-3P был отменен до начала производства. В отличие от многих ранних реактивных истребителей, двухместная версия никогда не производилась. Предложение об увеличении скорости самолета путем добавления форсажных камер было отменено после того, как тестовый самолет получил значительные повреждения корневой части крыла и конструкции хвоста при включении форсажных камер. 

Производство закончилось 24 сентября 1953 года после того, как было поставлено в общей сложности 895 самолетов. F2H-3 и F2H-4 получили новые обозначения F-2C и F-2D соответственно в рамках единой системы обозначений 1962 года. Обозначения F-2A и F-2B предположительно относились к F2H-1 и F2H-2, но эти варианты уже были сняты с вооружения. Ни один Banshee никогда не летал под новыми обозначениями; все они были помещены на хранение до того, как новые обозначения вступили в силу.

История службы

Флот и Корпус морской пехоты

Пилоты ВМС США и морской пехоты часто называли F2H "Banjo". 
F2H-2 служил во время корейской войны в оперативной группе 77 ВМС США и Корпусе морской пехоты.

Благодаря своим хорошим характеристикам на большому потолку, F2H-2 первоначально доказал свою ценность в качестве истребителя сопровождения для бомбардировщиков ВВС США, которые поддерживали наземные силы ООН.

С середины 1950 года F2H-2 почти не встречался с вражескими самолетами над Кореей. В первые недели войны северокорейские военно-воздушные силы были практически полностью уничтожены. С этого момента Северная Корея и ее союзники не могли развернуть новые аэродромы вблизи зон боевых действий в Южной Корее, и были вынуждены действовать с авиабаз в Китае. В результате своего превосходства в воздухе в течение большей части 1950 года эскадрильи UNC использовались в основном для непосредственной авиационной поддержки и ударов по путям снабжения северокорейской армии. Кроме того, у Banshee, как и у большинства самолетов его поколения, был серьезный недостаток по сравнению с более поздними истребителями: флот сопротивлялся внедрению стреловидных крыльев - опасаясь, что их характеристики на низких скоростях сделают их эксплуатацию с авианосцев опасной. Следовательно, Banshee был почти на 160 км/ч медленнее, чем поздние типы истребителей. Устаревание всех истребителей с прямым крылом было ускорено появлением в ноябре 1950 года МиГ-15, который эксплуатировался элитными советскими подразделениями. Большинство боевых миссий, таких как патрулирование над «Аллеей МиГов», выполнялись истребителями F-86 Saber из ВВС США. Следовательно, F2H-2 действовал практически всю войну в районах за пределами досягаемости вражеских истребителей. Во время Корейской войны пилоты Banshee не одержали ни одной победы в воздушном бою и не понесли никаких потерь от истребителей противника, хотя три F2H-2 были сбиты огнем с земли.

F2H-2P во время Корейской войны выполнял разведывательные миссии. В это время еще не были разработаны управляемые ракеты класса "земля-воздух", и подавляющее большинство самолетов противника не имели бортового радара, а зенитные орудия практически неэффективны против быстрых и высотных целей. Тактика противовоздушной обороны все еще в значительной степени зависела от способности видеть противника визуально, и американские командиры вскоре обнаружили, что одинокий высоко летящий F2H-2P почти невозможно было обнаружить наземным силам, а тем более сбить. Поэтому вскоре самолет был очень востребован для фотографирования объектов противника. F2H-2P даже получали сопровождение истребителей ВВС США при работе в районах, часто посещаемых истребителями противника. Несмотря на постоянную работу на протяжении всей войны, только два F2H-2P были сбиты зенитными орудиями, которые наводились с помощью РЛС.

Флот развернул новые, оснащенные РЛС, F2H-3 и F2H-4 после окончания Корейской войны, но только в качестве временной меры, до поступления более быстрых F9F Cougar, F3H Demon и F4D Skyray. Более поздние варианты Banshee служили всего несколько лет. Точно так же F2H-2P был заменен вариантом F9F-8P (позже RF-9J) F9F Cougar и вариантом F8U-1P (позже RF-8A) F8U Crusader, как только эти более быстрые самолеты стали доступны.

В 1954 году Banshee пролетел без дозаправки примерно 3100 км из Los Alamitos, штат Калифорния, в Cecil Field, штат Флорида, примерно за четыре часа.

Во время Корейской войны США были обеспокоены возможностью войны в Европе и полным отсутствием разведывательных данных об СССР, в частности о размещении аэродромов. ВМС США разработали план под названием «Operation Steve Brody», в котором четыре фоторазведчика Banshee F2H-2P должны были взлетать с авианосца, совершающего регулярные маневры у северо-восточного побережья Греции, и лететь на север, фотографируя территорию России на побережье Черного Моря. В мае 1952 года ВМС США представили план министру обороны Роберту Ловетту с просьбой передать его президенту Гарри Трумэну. Ловетт отказался, фактически отменив операцию.

Позже, в 1955 году, произошел еще один кризис, связанный с возможным вторжением коммунистического Китая на Тайвань. Banshee Корпуса морской пехоты были выбраны для тайных облетов районов, где коммунистические китайцы могли готовить такое вторжение. В отличие от полетов над Советским Союзом в 1952 году, эти миссии сопровождались другими истребителями Banshee, базирующимися в Южной Корее. Двадцать семь миссий прошли без инцидентов.


Посадка F2H-3 на USS Franklin D. Roosevelt, 1958 год

Королевский Канадский Флот


Канадский F2H-3, 1957 год

В 1951 году Королевский Канадский Флот (RCN) выразил заинтересованность в замене устаревших истребителей Hawker Sea Furie на Banshee, заключив контракт на 40 миллионов долларов на 60 новых самолетов. К сожалению, из-за финансовых споров в канадском кабинете министров, покупка не была одобрена до тех пор, пока производство Banshee не было закончено в 1953 году. RCN был вынужден приобрести 39 подержанных самолетов стоимостью 25 миллионов долларов. Самолеты были доставлены с 1955 по 1958 год и выполняли полеты с авианосца HMCS Bonaventure, или как перехватчики NORAD с береговых баз.

Чтобы улучшить возможности Banshee как перехватчика большой дальности, в RCN оснастили самолет ракетой AIM-9 Sidewinder. RCN в ноябре 1959 года провел испытания Sidewinder , во время которых было сбито несколько беспилотных летательных аппаратов. 

Хотя поначалу канадские пилоты любили Banshee за его летные качества, вскоре начались проблемы. Banshee и его пилот были потеряны после структурного сбоя механизма складывания крыльев в полете, а другой Banshee вследствие отказа тормозов на борту Bonaventure скатился с палубы авианосца, упав в океан и утопив своего пилота. RCN в конечном итоге потерял 12 из своих первоначальных 39 Banshee в результате несчастных случаев, уровень потерь составил более 30%.

Использование Banshee сократилось, когда RCN переключил свое основное внимание на противолодочные операции. Bonaventure был слишком мал, чтобы вмещать большое количество Banshee, неся при этом достаточное для круглосуточного противолодочного патрулирования количество CS2F Tracker. Кроме того, канадские военные подвергались все большему политическому давлению для сокращения бюджета, и все более устаревавшие истребители становились все более дорогими в обслуживании. Последние Banshee RCN были сняты с вооружения в сентябре 1962 года. Они были единственными реактивными палубными истребителями, служившими в RCN.


Четверка канадских Banshee над авианосцем HMCS Bonaventure.

Banshee были основным самолетом недолго существовавшей пилотажной группы RCN Grey Ghosts. Название команды было игрой слов на имени Banshee и цветовой гамме RCN.

Модификации

XF2H-1 (XF2D-1) - прототип (изначально назывался XF2D-1), построено три машины.
F2H-1 - одноместный истребитель с двумя двигателями Westinghouse J34-WE-22 тягой по 1400 кгс. Первая серийная модификация, построено 56 штук.
F2H-2 - улучшенная версия со съемными баками на законцовках крыла, восемью точками подвески (полезная нагрузка 454 кг) и двигателями Westinghouse J34-WE-34 с тягой 1475 кгс. Вторая серийная модификация, построено 308 машин.
F2H-2B - одноместный истребитель-бомбардировщик с пилоном для ядерной бомбы Mark 8, построено 25 штук.
F2H-2N - однометсный ночной истребитель с РЛС APS-19, построено 14 штук.
F2H-2P - одноместный фоторазведчик с шестью камерами, построено 89 штук.
F2H-3 (F-2C) - одноместный вспепогодный истребитель с РЛС APQ-41, построено 250 штук.
F2H-3P - фоторазведчик на базе F2H-3, не строился.
F2H-4 (F-2D) - улучшенный всепогодный истребитель с двигателями Westinghouse J34-WE-38 тягой по 1630 кгс, РЛС APG-37. Последняя серийная модификация, построено 150 штук.
F2H-5 - неофициальное название предполагавшейся модификации с крыльями, хвостовым оперением и форсажными камерами от XF-88 Voodoo, не строилась.


Истребители Banshee на авианосце USS Coral Sea, 1955

Характеристики (F2H-3)

Экпаж - 1 человек.
Длина - 14,68 м.
Размах крыла - 12,73 м.
Площадь крыла - 27,3 кв. м.
Масса пустого самолета - 5980 кг.
Нормальная взлетная масса - 9531 кг.
Максимальная взлетная масса - 11437 кг.
Двигатели: 2 ТРД Westinghouse J34-WE-34 с тягой 14,46 кН каждый.
Максимальная скорость - 933 км/ч у земли.
Крейсерская скорость - 742 км/ч.
Дальность полета - 2760 км.
Практический потолок - 14205 м/м
Скороподъемность - 30 м/с на уровне моря.

Вооружение:
4х20 мм пушки Colt Mk 16, боезапас 220 выстрелов на ствол для верхней пары и 250 выстрелов на ствол для нижней пары.
8 НАР или 6х227 кг бомб и 2 НАР.
УР: 2 × AIM-9 Sidewinder (для истребителей Канадского Королевского Флота).

Комментариев нет:

Отправить комментарий