Проект Hermes был официально начат армией США в ноябре 1944 года, когда General Electric получила контракт на исследования, разработки и инженерные работы, ведущие к разработке семейства тестовых и серийных управляемых ракет. Программа Hermes также охватывала программу армии США V-2 (запуск захваченных немецких ракет V-2 (A-4) в качестве исследовательских и испытательных ракет) и проект RTV-G-4 Bumper (использование V-2 и RTV- G-1 WAC Corporal для создания двухступенчатой исследовательской ракеты).
Следующие проекты Hermes были запланированы General Electric и Армией США:
Hermes A-1: ракетный зенитный ракетный комплекс на жидком топливе по немецкой технологии.
Hermes A-2: бескрылый вариант Hermes A-1 (позже измененный на ракету на твердом топливе)
Hermes A-3: новая ракетная ракета класса "земля-земля", работающая на жидком топливе.
Hermes B: ракета с ПВРД (позже разделенная на Hermes B-1 и Hermes B-2 и породившая Hermes II)
Hermes C: Низкоприоритетные исследования для ракет класса "земля-земля" дальнего радиуса действия.
Хотя различные исследования проходили частично параллельно, каждый из пяти основных ракетных проектов Hermes будет обсуждаться отдельно ниже.
Hermes A-1
После изучения нескольких конфигураций ракеты класса «земля-воздух» Hermes A-1 в 1946 году было принято решение делать ракету на базе немецкой Wasserfall SAM военного времени. Однако после того, как в том же году был запущен проект SAM-N-7/MIM-3 Nike, Hermes A-1 был переопределен как чисто испытательная ракета для систем наведения и управления. В течение 1947 и 1948 годов проводились летные испытания компонентов на V-2, но проблемы с ракетным двигателем задержали запуск первого Hermes A-1 (получившего обозначение CTV-G-5 в начале 1948 года) до 1950 года. После двух неудач в мае и в сентябре 1950 года первый полностью успешный полет был выполнен 2 февраля 1951 года, после чего в марте и апреле того же года были проведены еще два испытания. На этом программа летных испытаний CTV-G-5, которая была официально переименована в RV-A-5 в середине 1951 года, была завершена.
CTV-G-5 (RV-A-5)
Аэродинамические характеристики CTV-G-5, ее двигательная установка и система радиоуправления считались удовлетворительными. В течение 1950 года были разработаны улучшенные версии CTV-G-5 (как Hermes A-1E1 и Hermes A-1E2), а обозначение SSM-G-15 (формально измененное на SSM-A-15 в середине 1951 года) зарезервировано для тактической версии Hermes A-1. Однако в мае 1950 года Hermes A-1 был снова и окончательно превращен в чисто исследовательскую программу. Ракета XSSM-G-15 как таковая не была построена, но, похоже, один Hermes A-1E1 был собран, но не летал. Вся программа Hermes A-1 была официально прекращена в октябре 1951 года, когда акцент на разработку Hermes на жидком топливе был перенесен на Hermes A-3.
Hermes A-2
Оригинальный Hermes A-2 был бескрылым вариантом Hermes A-1 класса "земля-земля", но этот проект умер на ранней стадии планирования примерно в 1947 году. Обозначение A-2 было восстановлено в 1948 году, когда он был назначен предлагаемой недорогой ракете класса «земля-земля» малой дальности (120 км), которая должна была оснащаться твердотопливным ракетным двигателем. Поскольку большие твердотопливные ракетные двигатели в то время были практически неисследованной областью, первоначальный акцент проекта Hermes A-2 был сосредоточен на испытательной ракете RV-A-10 (наиболее вероятно, имевшей обозначение RTV-G-10 до середины 1951 года). Тем не менее, тактическая ракета должна была быть оснащена боеголовкой ядерного деления W-7 мощностью 40 кт и получила обозначение SSM-G-13.
RV-A-10
XSSM-A-13
В 1950 году Thiokol начал разработку первого в США большого ракетного двигателя на твердом топливе. После многочисленных испытаний в феврале 1953 года состоялся первый полет RV-A-10. Он был успешным и сопровождался еще тремя успешными испытаниями в марте того года, которые завершили программу. RV-A-10 была полностью неуправляемой ракетой, но она подтвердила концепцию твердотопливного двигателя для больших ракет. Однако тактическая ракета XSSM-A-13 Hermes A-2 уже была отменена в октябре 1952 года, а разработка баллистической ракеты малой дальности на твердом топливе была поручена армией JPL, что привело к созданию SSM-A-27/MGM-29 Sergeant.
Hermes A-3
В конце 1947 года армия США установила предварительные характеристики для программы Hermes A-3, заказав ракету класса «земля-земля» на жидком топливе с полезной нагрузкой 450 кг и дальностью до 240 км, с КВО до 60 м. В начале 1948 года ей было присвоено обозначение SSM-G-8, но в первые годы проект продвигался очень медленно. Это произошло главным образом из-за частых изменений в требованиях, которые неоднократно требовали полной модернизации проектируемой ракеты XSSM-G-8. Тем не менее, программа Hermes A-3 несколько ускорилась в 1951 году, когда она была разделена на временную испытательную ракету Hermes A-3A RV-A-8 и серийную ракету SSM-A-16 (кратко SSM-G-16) Hermes A-3B с ядерной боеголовкой W-5 (47 кт).
RV-A-8
Первая попытка пуска RV-A-8 в марте 1953 года была неудачной, но вторая попытка, в июне того же года, прошла успешно. До января 1954 года было запущено в общей сложности семь ракет Hermes A-3A, но только два полета были полностью успешными. Тем не менее, надежный (на то время) мощный жидкостный ракетный двигатель RV-A-8 и инерциальная система наведения значительно продвинули разработку баллистических ракет. Хотя в июне 1953 года программа Hermes A-3 была сведена к чисто исследовательским целям, в период с мая по ноябрь 1954 года было запущено шесть ракет XSSM-A-16 Hermes A-3B. Однако только одна из них (в октябре) была полностью успешной. XSSM-A-16, первоначально разработанная в качестве прототипа для серийной ракеты, имела аналогичную конструкцию, но была немного больше, чем RV-A-8, и отличалась усовершенствованной системой радио/инерциального наведения.
XSSM-A-16
Hermes A-3B была фактически последним выжившим элементом программы Hermes, и она была окончательно закрыта в конце 1954 года. Хотя программа Hermes не привела к созданию какой-либо боевой ракеты, успешные системы SSM-A-14/PGM-11 Redstone и SSM-A-27/MGM-29 Sergeant во многом обязаны технологиям, исследованным и испытанным в ходе программы Hermes.
Hermes B, Hermes II
Программа Hermes B была начата в 1946 году с амбициозной целью - создать крылатую ракету класса «земля-земля» с ПВРД, способную нести боевую часть массой 450 кг на дальности 1600 км со скоростью 4М. Требования к грузоподъемности и дальности были впоследствии увеличены до 2260 кг и 2400 км. Поскольку ПВРД, обеспечивающие скорость 4М, были далеко за пределами уровня технологий в 1946 году, Hermes B требовал долгосрочных исследовательских усилий. Таким образом, проект был разделен на прямоточную испытательную ракету Hermes B-1 и боевую ракету Hermes B-2. В 1946 году армия США также запустила проект Hermes II, который был общим исследованием ракет, которое должно было выполняться группой немецких ученых в Отделе исследований и разработок вооружений армии США в Форт Блисс, Техас. Первая задача группы Hermes II состояла в том, чтобы спроектировать и запустить испытательную прямоточную ракету для поддержки программы Hermes B. Позже, в начале 1948 года, армия США присвоила ракетам Hermes II, Hermes B-1 и Hermes B-2 соответственно обозначения RTV-G-3, RTV-G-6 и SSM-G-9.
XSSM-G-9
Испытательная ракета Hermes II была фактически первым изделием всей программы Hermes. Ракета состояла из V-2, у которой была вторая ступень с ПВРД (называемая «Ram»), полуутопленная в первую. «Ram» была небольшой ракетой с большими клинообразными крыльями, в которых размещались небольшие прямоточные реактивные двигатели прямоугольного сечения. Это своеобразное устройство также называли «Organ». На первой ступени V-2 были увеличены стабилизаторы, чтобы улучшить устойчивость всей ракеты Hermes II. Hermes II запускалась по арочной траектории, и после выгорания двигателя V-2, «Ram» должен был отделиться от V-2. Как только «Ram» переставал набирать высоту, должны были включиться ПВРД и разогнать ракету до скорости около 1000 м/с. «Ram» должен был нести недавно разработанную усовершенствованную гироинерциальную систему стабилизации и наведения. Первый полет Hermes II произошел в мае 1947 года, и для измерения динамического давления в каналах прямоточного реактивного двигателя использовался только макет «Ram» с фиктивными прямоточными двигателями. Хотя полет был неудачным (ракета отклонилась от курса и рухнула в Мексике (!)), были получены некоторые предварительные данные.
RTV-G-3 (RV-A-3)
Хотя первоначально на 1947 год были запланированы дальнейшие полеты Hermes II, они были отложены. Три оставшихся пуска RTV-G-3 в конце концов произвели в январе 1949 года, октябре 1949 года и ноябре 1950 года, но неясно, были ли в трех последних пусках использованы ступени «Ram».
"Ram"
Были ли какие-либо ракеты RTV-G-6 Hermes B-1 (переименованные в RV-A-6 в середине 1951 года), является предметом споров. Есть много источников, которые ссылаются на ракету Hermes II, описанную выше, как «RTV-G-6», «RTV-A-6» (что в любом случае неверно) и/или «Hermes B-1». Это на самом деле неудивительно, потому что RTV-G-6/RV-A-6 должны были стать прямоточными испытательными ракетами программы Hermes B, а RTV-G-3/RV-A-3 Hermes II действительно были ими! Кроме того, к 1951 году армия США, по-видимому, использовала один и тот же номер проекта для RV-A-3 и RV-A-6, а также имеется общий сводный отчет по проекту для RV-A-3/RV-A-6. Есть несколько возможностей (первая, на мой взгляд, наиболее вероятна, а две последние почти наверняка неверны):
RV-A-6 должен был стать совершенно новой ракетой с прямоточным двигателем, возможно, ближе к проектируемой тактической ракете Hermes B-2. Если так, RV-A-6 никогда не был построен.
Обозначение RV-A-6 было передано Hermes II, когда стало ясно, что последний останется единственным испытательным аппаратом для ПВРД по программе Hermes B. Если это так, RV-A-3 и RV-A-6 фактически идентичны.
Обозначение RV-A-6 было применено к верхней ступени RAM в RV-A-3.
Было проведено три запуска V-2 с (неработавшими) цилиндрическими прямоточными двигателями, чтобы испытать технологию Hermes B. Обозначение RV-A-6, возможно, было применено к этим испытаниям.
История предполагаемой тактической ракеты SSM-G-9 Hermes B-2, переименованной в SSM-A-9 в середине 1951 года, немного неясна. Источник [1] говорит, что она была отменена в июне 1950 года, и это подтверждается документом армии США от 1951 года, в котором программа SSM-A-9 указана как «завершенная». С другой стороны, источник [3] (официальный документ по истории армии США) цитирует дату окончания для программы Hermes в 1954 году. Однако все источники согласны с тем, что работа над серийной ракетой с ПВРД была продолжена после завершения летных испытаний RTV-G-3 до сентября 1953 года в рамках программы Hermes II/RV-A-3. В окончательных спецификациях говорилось о довольно впечатляющей крылатой ракете, летящей на дальность 2400 км со скоростью 4,5 Маха на высоте 24000 м. Эти исследования, по-видимому, включали статические испытания ПВРД, но не проводились полные испытания ракеты. Каковы бы ни были детали, никаких реальных ракет XSSM-G-9 (XSSM-A-9) Hermes B-2 не было построено.
Hermes C
Программа Hermes C была начата в июле 1946 года и охватывала общие исследования наземных управляемых ракет большой дальности. Первоначально исследования были сосредоточены на концепции ускорителей, и к сентябрю 1947 года была разработана трехступенчатая конфигурация. Это была конструкция весом 110000 кг с использованием двух ступеней ракеты с жидким топливом и ступени сверхзвукового планера без двигателя. Первая ступень должна была иметь шесть двигателей с общей тягой 2670 кН, работавших в течение 60 с, а вторая ступень представляла собой один двигатель, обеспечивающий тягу 444 кН в течение еще 60 секунд. Затем планер доставлял БЧ массой 450 кг на дальность около 3200 км. Тем не менее, никакого аппаратного обеспечения для этого проекта не было построено, потому что тогдашний уровень технологий был неадекватным для этого проекта. Затем Hermes C продолжил исследование с низким приоритетом для баллистической ракеты Hermes C-1 с дальностью 800 км. В конце 1950 года Hermes C-1 был переведен из General Electric в армейский центр управляемых ракет, где он вскоре превратится в успешную ракету SSM-A-14/PGM-11 Redstone.
Характеристики
Примечание: данные, предоставленные несколькими источниками, демонстрируют небольшие различия. Поэтому приведенные ниже цифры могут быть неточными!
Комментариев нет:
Отправить комментарий