рекомендации

среда, 20 ноября 2019 г.

Палубный истребитель McDonnell FH Phantom



McDonnell FH Phantom - реактивный истребитель для ВМС США, спроектированный и впервые взлетевший во время Второй мировой войны. «Phantom» был первым самолетом с реактивным двигателем, который приземлился на американском авианосце, и первым реактивным самолетом, развернутым Корпусом морской пехоты США. Хотя с окончанием войны было построено только 62 самолета FH-1, это помогло доказать жизнеспособность палубных реактивных истребителей. 

Как первый успешный истребитель компании McDonnell, приведший к разработке последующего F2H Banshee, который был одним из двух самых важных военно-морских реактивных истребителей Корейской войны, он также утвердил McDonnell в качестве важного поставщика морских самолетов.  FH Phantom был первоначально обозначен как FD Phantom, но обозначение было изменено, когда самолет был запущен в производство.

Разработка

В начале 1943 года авиационные чиновники военно-морского флота Соединенных Штатов были впечатлены дерзким проектом McDonnell Bat-XP. McDonnell был приглашен военно-морским флотом для сотрудничества в разработке палубного реактивного истребителя с использованием турбореактивных двигателей, разрабатываемых Westinghouse Electric Corporation. Три прототипа были заказаны 30 августа 1943 года, и им было присвоено обозначение XFD-1. В соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года буква «D» перед чертой обозначала изготовителя самолета. Изначально этот самолет должна была создавать Douglas Aircraft Company, но флот решил передать контракт McDonnell, потому что Douglas в течение многих лет не создавал никаких самолетов для флота. 

Инженеры McDonnell оценили ряд комбинаций двигателей, начиная от восьми двигателей диаметром 24 см до двух двигателей диаметром 48 см. В окончательной конструкции использовались два двигателя диаметром 48 см после того, как выяснилось, что это самая легкая и простая конфигурация. Двигатели были утоплены в корень крыла, чтобы поддерживать короткие впускные и выпускные каналы, для большей аэродинамической эффективности по сравнению с гондолами под крылом, и двигатели были немного наклонены наружу, чтобы защитить фюзеляж от горячего выброса выхлопных газов. 
Размещение двигателей в центре планера позволило расположить кабину с фонарем в форме пузыря впереди крыла, что обеспечило пилоту отличную видимость во всех направлениях. Это расположение двигателя также высвободило пространство под носом, позволяя разработчикам использовать трехколесное шасси, тем самым подняв выхлоп двигателя и снижая риск того, что горячие газы могут повредить палубу авианосца. 
Методы строительства и аэродинамический дизайн Phantom были обычными для того времени; у самолета были складные крылья, обычное оперение и алюминиевая монококовая конструкция с клепанной алюминиевой обшивкой. Складные крылья использовались для уменьшения ширины самолета в конфигурации хранения. В носовой части были предусмотрены четыре пулемета калибра 12,7 мм, а под крыльями могли устанавливаться стойки для 127 мм ракет, хотя они редко использовались в боевых условиях. Адаптация реактивного самолета к использованию авианосца была гораздо более сложной задачей, чем производство наземного истребителя из-за более низкой посадочной и взлетной скорости, требуемой на небольшой палубе авианосца. Phantom использовал раздельные закрылки как на откидных, так и на неподвижных секциях крыла, чтобы улучшить посадочные характеристики на низкой скорости, но никаких других устройств для увеличения подъемной силы не было. Предусмотрена были также установка ракетных ускорителей.

Когда в январе 1945 года был завершен первый XFD-1, серийный номер 48235, для установки был доступен только один двигатель Westinghouse 19XB-2B. Наземные пробеги и руления проводились с одним двигателем, и первый полет 26 января 1945 года был выполнен только с одним турбореактивным двигателем. Во время летных испытаний Phantom стал первым военно-морским самолетом, который разгонялся до 805 км/ч. После успешного завершения испытаний 7 марта 1945 года был заключен контракт на производство 100 самолетов FD-1. С окончанием войны контракт на производство Phantom был сокращен до 30 самолетов, но вскоре был увеличен до 60.

Первый прототип был потерян в авиакатастрофе 1 ноября 1945 года, но второй и последний прототип Phantom (серийный номер 48236) стал первым реактивным самолетом, совершившиv четыре успешных взлета и посадки 21 июля 1946 года c авианосца Franklin D. Roosevelt близ Норфолка, штат Вирджиния. В то время он был крупнейшим авианосцем ВМС США, что позволяло самолету взлетать без помощи катапульты. Второй прототип разбился 26 августа 1946 года. 

При производстве в Phantom был внесен ряд конструктивных улучшений. На серийных моделях использовались двигатели Westinghouse J30-WE-20 с тягой по 7,1 кН. Вершина вертикального оперения имела более квадратную форму, чем хвост, использованный на прототипах, и руль меньшего размера. Горизонтальное оперение было немного укорочено, в то время как фюзеляж был удлинен на 48 см. Количество элементов переплета в лобовом стекле было уменьшено для улучшения обзора для пилота. 

В середине производственного цикла военно-морской флот переназначил букву «D» обратно Douglas, а Phantom был переименован в FH-1. Включая два прототипа, в общей сложности было выпущено 62 Phantom, а последний FH-1 сошел с конвейера в мае 1948 года.



Истребитель Phantom выруливает на катапульту на легком авианосце Сайпан в мае 1948 г.

Понимая, что мощность реактивных двигателей будет расти, инженеры McDonnell предложили более мощный вариант Phantom, в то время когда оригинальный самолет еще находился в стадии разработки - предложение, которое приведет к разработке замены Phantom, F2H Banshee. Хотя новый самолет первоначально предполагался как модифицированный Phantom, необходимость в более тяжелом вооружении, большей емкости топливных баков и других усовершенствованиях в конечном итоге привела к созданию значительно более тяжелого самолета. Несмотря на это, оба самолета были достаточно похожи, так что McDonnell смог завершить свой первый F2H-1 в августе 1948 года, всего через три месяца после того, как последний FH-1 сошел с конвейера. 

История службы


Три FH-1 Phantom  из VMF-122 в 1949 году.



Три самолета на стоянке: FH-1 Phantom, F4U-1 Corsair  и SNJ Texan, в 1951 году.

Первые Фантомы были доставлены в истребительную эскадрилью USN VF-17A (позже переименованную в VF-171) в августе 1947 года; эскадрилья получила полный комплект из 24 самолетов 29 мая 1948 года. Начиная с ноября 1947 года Фантомы доставлялись в эскадрилью корпуса морской пехоты США VMF-122, что сделало ее первой боевой эскадрой USMC с реактивными самолетами. 

Phantom был одним из первых самолетов, использовавшихся военными США для демонстрационных полетов. Три Фантома использовались уникальной демонстрационной командой под названием «Серые ангелы», члены которой полностью состояли из военно-морских летчиков. Название команды было очевидным намеком на имя недавно сформированных ВМС США "Голубые ангелы", которые в то время все еще летали на винтовых Grumman F8F Bearcat. «Серые» летали на различных авиасалонах летом 1947 года, но команда была внезапно расформирована после того, как их несвоевременное прибытие на сентябрьский авиасалон в Кливленде, штат Огайо, едва не вызвало лобовое столкновение на небольшой высоте с большой группой других самолетов; их Фантомы были переданы испытательной эскадрилье VX-3. Фантомы VMF-122 позже использовались для демонстраций на авиашоу, пока они не были выведены из эксплуатации в 1949 году.

Служба Фантома в качестве боевого самолета была недолгой. Его ограниченная дальность полета и легкое вооружение - в частности, неспособность нести бомбы - сделали его наиболее пригодным для использования в качестве самолета-перехватчика. Тем не менее, его скорость и скороподъемность были лишь немного выше, чем у существующих винтовых истребителей, и не соответствовали другим современным самолетам, таким как Lockheed P-80 Shooting Star. Более того, недавний опыт Второй мировой войны продемонстрировала ценность морских истребителей, которые могут использоваться как истребители-бомбардировщики, чего не хватало Фантому. Наконец, самолет имел некоторые конструктивные недостатки - его навигационная авионика была плохой, он не мог вместить недавно разработанные катапультируемые кресла, а расположение пулеметов в верхней части носовой части слепило пилотов при стрельбе.

F2H Banshee и Grumman F9F Panther, которые начали летные испытания во время ввода в эксплуатацию Phantom, лучше удовлетворяли стремлению флота к созданию универсального скоростного реактивного самолета большой дальности. Поэтому FH-1 в основном использовался для подготовки пилотов к переходу с винтовых истребителей на Panther или Banshee. В июне 1949 года VF-171 (VF-17A) была оснащена Banshee, а их Фантомы были переданы VF-172; эта эскадрилья вместе с NATC, VX-3 и VMF-122 передала свои Фантомы в резерв к концу 1949 года после получения F2H-1 Banshee. FH-1 использовался в качестве учебного, пока не был заменен F9F Panther в июле 1954 года. Эти самолеты никогда не участвовали в боевых действиях.

Гражданское использование

В 1964 году компания «Progressive Aero», инкорпорированная в Форт-Лодердейл, штат Флорида, приобрела три лишних Фантома, намереваясь использовать их для обучения гражданских лиц, но затея не увенчалась успехом, и вскоре самолеты были снова выведены из эксплуатации. 

Модификации

XFD-1 - прототип с двигателями Westinghouse 19XB-2B тягой по 5,18 кН. Построено два самолета.
FH-1 (FD-1) - серийная модификация с двигателями Westinghouse J30-WE-20 тягой по 7,1 кН. Построено 60 самолетов.

Характеристики:

Экипаж - 1 человек.
Длина - 11,35 м
Размах крыла - 12,42 м.
Ширина со сложенными крыльями - 4,95 м.
Высота - 4,32 м
Площадь крыла - 25,431 кв. м.
Масса пустого самолета - 3031 кг
Максимальная взлетная масса - 5459 кг
Запас топлива - 1420 л + 1120 л в подвесном баке.
Двигатели: 2 × Westinghouse J30-WE-20 тягой по 7,1 кН.
Максимальная скорость - 813 км/ч на высоте 9100 м.
Крейсерская скорость - 399 км/ч
Посадочная скорость - 130 км/ч.
Дальность полета - 1110 км.
Перегоночная дальность - 2253 км с ПТБ.
Практический потолок - 12500 м.
Скороподъемность - 21,5 м/с.
Тяговооруженность - 0,32.

Вооружение:

4х12,7 мм пулемета
8х127 мм НАР

Комментариев нет:

Отправить комментарий