рекомендации

вторник, 23 июня 2020 г.

Тяжелая торпеда Mark 24 Tigerfish



Mark 24 Tigerfish - тяжелая акустическая самонаводящаяся торпеда, использовавшаяся Королевским флотом (RN) в 1980-х и 90-х годах. Концептуальная разработка датируется серединой 1950-х годов, и официально началась в 1959 году с целевой датой принятия на вооружение в 1969 году. Длительный процесс разработки привел к значительному снижению требований к эффективности, включая отмену возможности использования против надводных кораблей. Первый опытный образец Tigerfish был поставлен в 1967 году.


Tigerfish оснащалась как активным, так и пассивным сонарами и могла дистанционно управляться с помощью тонкого провода, который соединял ее с подводной лодкой. Проводное управление позволяет запускать торпеду сразу, когда цель впервые обнаружена на большом расстоянии. Торпеду также можно переназначить на другую цель или выключить. Как правило, торпеды с проводным управлением первоначально двигаются на низкой скорости, чтобы максимизировать их дальность и минимизировать собственный шум, далее они ускоряются во время фазы атаки.

Тестирование в 1969 году выявило много проблем, особенно с системой поиска целей. Была заказана программа обновления, в результате которой появилась модификация Mod 1, в которой вернули режим атаки надводных целей. Применение во время Фолклендской войны 1982 года выявило серьезные проблемы с надежностью, после чего последовала более значительная программа модернизации, которая касалась всей системы, включая систему управления огнем. В результате появилась гораздо более надежная Mod 2, принятая на вооружение в 1987 году. Последняя серия обновлений, Mod 2*, была принята на вооружение в 1992 году. Упрощенная недорогая версия, Mod 3, не производилась.

Во время развертывания Tigerfish был запущен новый проект, который более точно соответствовал первоначальным требованиям к эффективности, и в конечном итоге значительно превзошел ее. Он стал гораздо более мощной торпедой Spearfish, которая начала заменять Tigerfish, начиная с 1988 года. Последние торпеды Tigerfish были сняты с вооружения Королевского флота в 2004 году. Tigerfish также эксплуатировались Турцией, Чили, Бразилией, Колумбией и Индонезией. Всего были произведены 2184 торпеды Mk. 24.

Разработка

Первоначальная концепция, разработанная в середине 1950-х годов, подразумевала быструю глубоководную торпеду со скоростью 55 узлов, приводимую в движение двигателем внутреннего сгорания, с подачей кислорода высокого давления в качестве окислителя, и управляемую по проводам, и с использованием автономного активного/пассивного сонара, разработанного в рамках заброшенного проекта британской торпеды PENTANE 1950-х годов.

Оружие было известно как Project ONGAR, потому что железнодорожная станция Онгар до 1994 года была последней на центральной линии системы лондонского метро. Инженеры, разрабатывающие это оружие, были уверены, что оно будет настолько продвинутым, что оно станет «... конечной точкой разработки торпед».

Программа столкнулась с серьезными проблемами в конце 1950-х годов, потому что данная технология была слишком продвинутой, чтобы соответствовать запланированной дате принятия на вооружение в 1969 году. Кроме того, закрытие экспериментального предприятия в Торпедо, Гринок, Шотландия, в 1959 году и перевод его персонала В Портленд в Дорсете нарушили темпы разработки. 

В начале 1960-х годов ряд широкомасштабных исследований привел к значительному снижению технических характеристик, которые могли бы быть реально достигнуты к дате ввода в эксплуатацию в 1969 году.

Силовая установка была изменена с двигателя внутреннего сгорания на электродвигатель с серебряно-цинковой батареей в качестве источника энергии. Это уменьшило запланированную скорость с 55 узлов до 24 узлов с короткой финальной фазой атаки со скоростью 35 узлов.

Самонаводящаяся система была упрощена за счет исключения возможности поражения надводных кораблей в модификации Mod 0.

Только система наведения по проводам была сохранена относительно неизменной. Она была похожа на систему, использовавшуюся на более ранней торпеде Mk 23.

Первоначальное требование для глубины погружения 305 м было пересмотрено вследствие быстрого прогресса в глубоководных характеристиках атомных подводных лодок, и это требование было постепенно увеличено до 488 м, а затем 610 м.

Служба

Ранние модификации страдали из-за низкой надежности: только 40% торпед Mod 0 ASW работали в соответствии с проектными данными. Торпеда зависела в значительной степени от системы дистанционного управления, но имела тенденцию проваливаться во время пуска, разрывая провод управления. Модернизированная версия, обозначенная как Tigerfish Mod 1, была нацелена на исправление некоторых недостатков оригинальной модели, но провалила первоначальные приемные испытания флота в 1979 году, несмотря на некоторые улучшения. В отсутствие какой-либо альтернативы она была, тем не менее, передана флоту (наряду с Mod 0, которая также провалила свои новые приемочные испытания в том же году) в 1980 году. Когда HMS Conqueror потопила крейсер ARA General Belgrano во время Фолклендской войны 1982 года, она использовала неуправляемую 533-мм торпеду Mark VIII, а не Tigerfish. У Mark VIII не было системы самонаведения, но, несмотря на то, что в то время ей было более 50 лет, она была гораздо более надежной и имел большую массу БЧ. В ходе испытаний, проведенных подводными лодками, возвращающимися в Великобританию после войны, две из пяти отстрелянных по боевому кораблю Mod 1 Tigerfish вообще не сработали, а оставшиеся три не смогли поразить цель.



Потребность Королевского флота в надежных средствах борьбы с быстрыми и глубоководными целями на большом расстоянии привела к проекту по оснащению Tigerfish ядерной боеголовкой, чтобы компенсировать ее низкую глубину погружения и эффективность самонаведения и увеличить вероятность поражения цели до 90%. В середине 1969 года были предложены различные другие меры, в том числе приобретение американского оружия, такого как ядерная торпеда Mark 45 ASTOR, торпеда Mark 48 Mod-1 или противолодочная ракета Subroc. В качестве альтернативы,  ядерная боеголовка могла быть установлена на неуправляемой, мелководной и короткоходной, но надежной торпеде Mark VIII. Однако вследствие малой дальности Mark VIII подводная лодка могла оказаться в зоне поражения ядерной боеголовки своей торпеды.

Программа начала 1980-х наконец-то произвела Mod 2 с улучшенной до 80% надежностью, которую Королевский военно-морской флот признал наилучшей, чего можно было достичь с базовой конструкцией, которая была неспособна к дальнейшему развитию. К 1987 году 600 Tigerfish были модифицированы до стандарта Mod 2.

Дальнейшие улучшения, в том числе возможность использования подо льдом и против надводных целей, привели к тому, что в 1992 году появилась версия Mod 2* (улучшенная) . В новой версии были внесены существенные изменения в батареи, датчики и боеголовку. Дальнейшие усовершенствования программного обеспечения продолжались в течение всего срока ее эксплуатации.

Проблемы с разработкой торпеды Tigerfish привели к решению о закупке крылатых ракет для атак надводных кораблей с подводных лодок Королевского флота.

Модификации:

Mark 24-Mod-0 - противолодочная. Глубина погружения 351 м.
Mark 24-Mod-1 (или Mark 24 DP) - универсальная. Глубина погружения - 442 м.
Mark 24-Mod-1-N - универсальная. Глубина погружения - 442 м. Ядерная версия - не вышла из стадии проектирования.
Mark 24-Mod-2 - универсальная. Глубина погружения - 442 м.

В 1990 году компании Cardoen of Chile была продана лицензия на производство Tigerfish для чилийского, бразильского и венесуэльского флотов.

В феврале 2004 года Королевский военно-морской флот снял с вооружения последние торпеды Tigerfish.

Предложение разработать конфигурацию Mod 3, которая могла быть привлекательной для иностранных клиентов в Бразилии и Турции, так и не было реализовано.

На вооружении: Великобритания (снята с вооружения в 2004 году), Бразилия, Турция, Чили, Венесуэла.

Характеристики:
Масса - 1550 кг
Длина - 6,5 м
Диаметр - 533 мм
Максимальная дальность стрельбы - 39 км при низкой скорости, 13 км при высокой скорости.
Масса БЧ - от 134 до 340 кг
Тип ВВ - торпекс.
Двигатель - электрический, на серебряно-цинковых батареях.
Максимальная скорость - 35 узлов.
Система наведения: по проводам с пассивным акустическим наведением и самонаведением. Возможно использование активного акустического захвата и самонаведения.
Носители: подводные лодки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий