рекомендации

пятница, 10 июля 2020 г.

Семейство управляемых авиабомб Joint Direct Attack Munition





Joint Direct Attack Munition (JDAM) - это комплект модернизации, который превращает неуправляемые бомбы во всепогодные высокоточные боеприпасы. Бомбы, оснащенные JDAM, управляются встроенной инерциальной системой наведения, соединенной с приемником глобальной системы определения местоположения (GPS), что дает им дальность до28 км. Масса бомб, оснащенных JDAM, варьируются от 227 кг до 907 кг. При установке на бомбу комплект JDAM получает номенклатуру GBU (Guided Bomb Unit), заменяющую номенклатуру Mark 80 или BLU (Bomb, Live Unit) бомбы, на которую он установлен.

JDAM не является отдельным оружием, скорее это «навесной» пакет, который превращает неуправляемые свободно падающие бомбы в высокоточные боеприпасы (PGM). Ключевые компоненты системы включают хвостовую часть с аэродинамическими поверхностями управления, корпус и комбинированную систему наведения.

JDAM предназначался для частичной замены бомб с лазерным и инфракрасным наведением, которые зависят от погодных условий. Лазерные искатели теперь устанавливаются также на некоторые JDAM. 

С 1998 по ноябрь 2016 года Boeing выпустил более 300 000 комплектов JDAM. В 2017 году собиралось более 130 комплектов в день. 

Разработка 

Кампания ВВС США во время операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе была менее эффективной, чем первоначально сообщалось, отчасти потому, что не было высокоточных бомб, которые были бы точными при любой погоде. Пакеты лазерного наведения на бомбах оказались исключительно точными в условиях ясной погоды, но в условиях пыли, дыма, тумана или облачного покрова они испытывали трудности с поддержанием "захвата" лазерного пятна. 



НИОКР по боеприпасу, не зависящему от погодных условий, начались в 1992 году. Было рассмотрено несколько предложений, включая радикальную концепцию, в которой использовалась GPS. В то время имелось еще мало спутников GPS, и идея использования спутниковой навигации для наведения оружия в реальном времени была непроверенной и противоречивой. Чтобы определить технические риски, связанные с GPS, ВВС в начале 1992 года запустили программу JDAM Operational Concept Demonstration (OCD) на базе ВВС Эглин.  10 февраля 1993 года с F-16 был произведен первый сброс бомбы с комбинированной системой наведения INS/GPS  по цели, расположенной на расстоянии 27 км. Позже были проведены еще пять сбросов в различных погодных условиях, на различных высотах и дальностях. Было достигнуто КВО 11 м.

Первые комплекты JDAM были поставлены в 1997 году, а эксплуатационные испытания были проведены в 1998 и 1999 годах. В ходе испытаний было сброшено более 450 JDAM, что позволило достичь надежности системы более 95% с заявленным КВО 10 метров. Кроме того, были проведены тесты, включающие несколько сбросов одновременно, при этом каждый боеприпас был нацелен на свою собственную мишень. 



Schenectady (LST-1185) после атаки четырьмя JDAM весом 907 фунтов 23 ноября 2004 года. Это был первый случай, когда B-52 применил оружие с лазерным наведением по движущемуся кораблю.

JDAM и бомбардировщик-невидимка B-2 дебютировали во время операции Allied Force. B-2, выполнявшие 30-часовой беспосадочный перелет туда и обратно с базы ВВС Уайтмен в Миссури, сбросили более 650 JDAM. В статье, опубликованной в журнале Acquisition Review Journal в 2002 году, говорится, что «во время операции Allied Force ... B-2 выпустили 651 JDAM с 96% надежностью и поразили 87% предполагаемых целей ...» В связи с достигнутыми успехами, в программу JDAM включили бомбы массой 227 кг и 454 кг. 

Бомбы JDAM стоят немного по сравнению с такими альтернативами, как крылатые ракеты. Первоначальная смета расходов составляла 40 000 долл. США за хвостовые комплекты, однако после проведения конкурентных торгов были подписаны контракты с McDonnell Douglas (позже Boeing) на поставку по 18 000 долларов США. С тех пор стоимость увеличилась до 21 000 долл. в 2004 году и 27 000 долл. к 2011 году. К стоимости хвостового комплекта следует прибавить стоимость самой бомбы серии Mk80 и взрывателя, в результате чего общая стоимость оружия составит около 30 000 долларов. Для сравнения, новейшая крылатая ракета «Томагавк», получившая название «Tactical Tomahawk», стоит почти 730 000 долларов. Система наведения JDAM была  разработана совместно ВВС США и ВМС США, отсюда и «joint» в JDAM.

Боевое применение

Навигационная система бомбы инициализируется путем передачи данных с самолета. После сброса  JDAM управляется самостоятельно. Координаты цели могут быть загружены в самолет перед взлетом, вручную изменены экипажем в полете перед сбросом бомбы или введены по каналу передачи данных с бортовой системы прицеливания, такой как LITENING II или «Sniper». В своем наиболее точном режиме, когда доступен сигнал GPS, система JDAM обеспечивает КВО около 5 метров. Если сигнал GPS потерян, JDAM может обеспечить КВО не более 30 м для свободного полета длительностью до 100 секунд. 



JDAM во время вторжения в Ирак, 2003 г.



Взрывы GBU-38 в Ираке в 2008 году.

Несмотря на точность, применение JDAM несет определенные риски. 5 декабря 2001 года JDAM, сброшенный B-52 в Афганистане, чуть не убил Хамида Карзая, когда он возглавлял антиталибские силы возле Сайд Алим Калай вместе с группой спецназа армии США. JDAM вместо того, чтобы нанести удар по позициям талибов, нанес удар по позиции афганцев/американцев, убив троих и ранив 20 человек.

Модернизации



Дистанционный взрыватель DSU-33 (справа)

На базе опыта применения JDAM в Ираке была разработана модификация Laser JDAM (LJDAM), с дополнительной системой лезерного наведения, что обеспечивает возможность поражать движущиеся цели. Эта система с двойным наведением сохраняет возможность работать только на GPS/INS, если лазерное наведение недоступно.

11 июня 2007 года Boeing объявил, что он получил контракт на сумму 28 миллионов долларов с ВВС США на поставку 600 лазерных искателей (400 для ВВС и 200 для ВМФ) к июню 2009 года. По данным корпорации Boeing, в ходе испытаний на авиабазе Неллис, штат Невада, F-16 и F-15E сбросили двенадцать 227 кг LJDAM, которые успешно поразили быстро движущиеся цели. 

GBU-54 LJDAM дебютировал в бою 12 августа 2008 года в Ираке, когда F-16 из 77-й истребительной эскадрильи уничтожил движущуюся машину в провинции Дияла. Кроме того, GBU-54 LJDAM дебютировал на афганском театре в октябре 2010 года. 

В сентябре 2012 года Boeing начал полномасштабное производство Laser JDAM для ВМС США и получил контракт на поставку более 2300 комплектов бомб.

24 июля 2008 года Германия подписала контракт с Boeing, чтобы стать первым международным заказчиком LJDAM. Поставки для ВВС Германии начались в середине 2009 года. 

В ноябре 2014 года ВВС США начали разработку версии JDAM GBU-31, предназначенной для отслеживания и уничтожения источников радиолокационных помех, направленных на нарушение управления боеприпасами. Искатель Home-on-Jam работает аналогично HARM AGM-88.

JDAM Extended Range

В 2006 году Australian Defence Science and Technology Organisation совместно с Boeing Australia успешно испытала варианты JDAM с повышенной дальностью на полигоне Вумера. 

В 2009 году Boeing объявил, что совместно с Южной Кореей разработает Joint Direct Attack Munition Extended Range (JDAM-ER). Этот комплект должен был утроить дальность действия JDAM до 80 км при той же точности и должен был стоить 10000 долларов за единицу. 

В 2010 году Boeing предложил добавить реактивный двигатель в JDAM-ER для увеличения дальности в 10 раз. 

Высокоточная морская мина

23 сентября 2014 года ВВС США выполнили первый в мире сброс морской мины с высокоточным наведением, состоящей из мины Quickstrike, оснащенной комплектом JDAM. Quickstrike - это бомба общего назначения марки 80-й серии, в которой взрыватель заменен устройством обнаружения цели (TDD), чтобы взорвать ее, когда корабль пройдет в радиусе поражения. Quickstrike-J представляет собой версию массой 454 или 907 кг, оснащенную JDAM, а GBst-62B (V-1)/B Quickstrike-ER представляет собой планирующую версию массой 227 или 907 кг на основе JDAM-ER, которая имеет дальность 74 км при сбросе с высоты 11 000 м. 



Сброс GBU-31 в Афганистане двумя F-15E, 2009 год.

Носители

JDAM в настоящее время совместим с:
  • A-4 Skyhawk
  • AV-8B Harrier II
  • A-10 Thunderbolt II
  • AMX International AMX
  • B-1B Lancer
  • B-2A Spirit
  • B-52H Stratofortress
  • F-15E Strike Eagle
  • F-16AM/BM/C/D Fighting Falcon
  • CF-18 Hornet
  • F/A-18A+/A++/C/D Hornet
  • F/A-18E/F Super Hornet
  • F-22 Raptor
  • F-35 Lightning II
  • MQ-9 Reaper
  • Mitsubishi F-2
  • Panavia Tornado
  • Mirage F-1
  • Saab JAS 39 Gripen
  • A-29 Super Tucano
  • KAI FA-50

Прошлое

JDAM был совместим со следующими самолетами, в настоящее время снятыми с вооружения:
  • F-14B/D Tomcat 
  • F-117 Nighthawk 
  • S-3 Viking

JDAM состоит на вооружении следующих стран: Австралия, Бельгия, Канада, Чили, Дания, Египет, Финляндия (GBU-31V1), Германия, Греция, Иран, Израиль, Италия (от 900 до 1000 GBU-31 и GBU-32 были произведены в Италии), Индонезия, Япония, Кувейт, Малайзия, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Оман, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, Испания, Таиланд, Турция, ОАЭ, Тайвань.



Карта с операторами JDAM, отмеченными синим цветом.

Помимо использования его основным пользователем - вооруженными силами Соединенных Штатов - правительство США также одобрило JDAM для экспортной продажи в соответствии с Законом о контроле над экспортом вооружений, хотя и в ограниченном количестве лишь для нескольких стран.

Характеристики:
Длина: 3,02 - 3,89 м
Максимальная дальность полета - до 28 км
Размах крыла: 500 - 640 мм
Система наведения: инерциальная + GPS
Точность наведения нормативная 13 м, фактическая около 7 м.

Длина: (JDAM и боевая часть)
GBU-31 (v) 1/B:  3,88 м 
GBU-31 (v) 3/B: 3,77 м; 
GBU-32 (v) 1/B: 3,04 м; 
GBU-38 (v) /B: 2,35 м.
Масса: (JDAM и боевая часть) 
GBU-31 (v) 1/B: 924 кг; 
GBU-31 (v) 3/B: 959 кг; 
GBU-32 (v) 1/B: 459 кг; 
GBU-38 (v) /B: 268 кг
Размах крыла: GBU-31: 640 мм; GBU-32: 500 мм.
Дальность полета: до 28 км
Потолок: 14000 м
Система наведения: GPS/INS

Модификации:



Номинальной массой 900кг:
GBU-31(V)1/B (USAF) Mk-84
GBU-31(V)2/B (USN/USMC) Mk-84
GBU-31(V)3/B (USAF) BLU-109
GBU-31(V)4/B (USN/USMC) BLU-109
GBU-31(V)5/B (USAF) BLU-119/B
Номинальной массой 450 кг:
GBU-32(V)1/B (USAF) Mk-83
GBU-32(V)2/B (USN/USMC) Mk-83
GBU-35(V)1/B (USN/USMC) BLU-110
Номинальной массой 225 кг:
GBU-38(V)1/B (USAF) Mk-82 и BLU-111
GBU-38(V)2/B (USN/USMC) Mk-82 и BLU-111
GBU-38(V)3/B (USAF) BLU-126/B
GBU-38(V)4/B (USN/USMC) BLU-126/B
GBU-38(V)5/B (USAF) BLU-129/B
GBU-54/B Laser JDAM (Mk-82)

Комментариев нет:

Отправить комментарий