Yu-1 - первая китайская парогазовая торпеда, она была разработана на базе прямоидущей советской торпеды "53-51". Yu-1 была фактически второй отечественной торпедой, поступившей на вооружение китайского флота, первой стала торпеда Yu-2. В течение 1980-х годов была разработана версия с пассивным акустическим самонаведения, обозначенная как Yu-1А.
Разработка
В августе 1958 года заместитель начальника штаба Народно-освободительной армии (НОАК) Чжан Айпин и заместитель главнокомандующего флотом Народной армии Ло Шуньчу возглавили военную делегацию для посещения Советского Союза, и подписали соглашение с СССР по производству трех типов советских торпед в Китае. Однако по сравнению с другими военными программами, каждая из которых насчитывает десятки или даже сотни советских советников, Советский Союз не уделял слишком много внимания торпедной программе: общее число советских советников, первоначально отправленных в Китай для всех его торпедных программ, составляло всего пять человек. Советский Союз быстро доставил образцы и техническую информацию о трех типах торпед в Китай, как и было обещано. Два советника были назначены для оказания помощи Китаю в производстве торпеды с ракетным двигателем РАТ-52 на заводе № 123, а другим было поручено обучать китайских специалистов производству кислородной бесследной торпеды 53-56 и акустической самонаводящейся торпеды САЭТ-50. В июле 1960 года были завершены первые два образца реактивных торпед китайского производства. Электрическая силовая установка Type 920 и электроника пассивной акустической самонаводящейся торпеды с электрическим приводом также были завершены, в тоже время были освоены основные технологии торпед на сжатом кислороде.
Последующий разрыв положил конец развитию советско-китайских отношений, и с 28 июля по 1 сентября 1960 года Советский Союз отозвал своих советников. Внутриполитические беспорядки, такие как «Большой скачок», еще больше препятствовали развитию торпед в Китае. В результате 7-я Академия приказала 705-му Научно-исследовательскому институту возглавить команду по производству советской торпеды на сжатом кислороде. В 1962 году маршал Не Жунчжэнь приказал сосредоточить все ресурсы на создании «двух лодок и торпеды» (две лодки – это торпедный катер и подводная лодка, а торпеда – тяжелая торпеда калибра 533 мм для них).
В июле 1962 года исследователи из 705-го института пришли к выводу, что, несмотря на наличие образцов и конструктивных чертежей, торпеды со сжатым кислородом китайского производства были небезопасны, и военно-морской флот Китая не был удовлетворен торпедой, работающей на кислороде. Китайские исследователи рекомендовали вместо этого использовать парогазовую торпеду, и в следующем году поступил приказ сначала разработать парогазовую торпеду, а затем акустическую торпеду с электрическим приводом. Основным подрядчиком был назначен один из двух заводов по производству торпед, созданных в Китае в 1950-х годах. Однако из-за политических потрясений в Китае конструкция торпеды Yu-1 менялась несколько раз, пока в итоге не было решено продолжать работу двумя частями параллельно, причем первая часть была предназначена для разработки неуправляемой версии торпеды, а вторая - для развития микроэлектроники для акустического наведения, и как только обе придут к успеху, они будут объединены. Разработку торпеды Yu-2 постигла та же участь.
Китайские исследователи решили, что торпеда, работающая на сжатом кислороде, не подходит по ряду причин: сжатый кислород обладает высокой летучестью, а необходимая материально-техническая поддержка была дорогостоящей и сложной, кроме того, требовалась высококвалифицированная команда.
Вместо этого китайские исследователи рекомендовали разработку парогазовой торпеды, которая требовала меньшего технического обслуживания, была дешевле в производстве, и китайский флот был уже знаком с ними. За исключением немного меньшей дальности, скорость и другие рабочие характеристики парогазовой торпеды были почти идентичны таковым у торпеды с подачей сжатого кислорода.
Поскольку информация о конструкции торпеды отсутствовала, китайцам пришлось провести реинжиниринг советской парогазовой торпеды "53-51", разобрав два образца, проданных Китаю. В то время фабрика №50 705-го института представляла собой небольшую фабрику с 200 сотрудниками, в которой не было ни необходимого оборудования, ни специалистов, необходимых для работы. В 1963 году 7-я Академия выдвинула приоритет на заказ станков для завода по производству торпед, а с разрешения Национального комитета по науке и технике и Национального комитета науки и техники по обороне, более двух десятков экспертов были переведены на торпедный завод из других областей, включая Нанкин.
Секция винтов Yu-1
Движительная система была решающим фактором, влияющим на скорость и дальность действия торпеды. Советская парогазовая торпеда "53-51" имела поршневой двигатель, и цилиндр двигателя должен был выдерживать огромное давление. Единственный способ создать цилиндры, которые удовлетворяли требованиям по давлению, состоял в том, чтобы использовать совершенно новый метод для литья недавно разработанного медного сплава, что потребовало совместных усилий 40 предприятий с несколькими десятками попыток, пока они не добились успеха. Еще одной проблемой оказался контроль глубины хода торпеды, и потребовалось 30 дней непрерывной работы и 54 отказа, прежде чем китайцы наконец освоили процесс термической обработки регуляторов глубины хода.
К третьему кварталу 1964 года были завершены все восемь основных подсистем движительной системы, а также системы управления направлением и глубиной хода. К четвертому кварталу 1964 года все 18 отдельных компонентов и подсистем были успешно разработаны на заводе №50 705-го института с опережением графика на полгода.
В 1965 году был построен первый образец торпеды, и впоследствии было протестировано более 100 образцов, но из-за малого объема испытаний в то время было трудно оценить характеристики торпед на основе очень ограниченных данных. К концу испытаний в марте 1966 года было выявлено, что существуют три подтвержденные проблемы: двигатель торпеды иногда останавливается при движении на глубине 2 метра, эффективность двигательной установки не была такой стабильной, как хотелось бы, и торпеда шла слишком глубоко.
В марте 1970 года начались дополнительные испытания, которые длились 18 месяцев, с использованием 104 образцов, они позволили, наконец, решить все существующие проблемы. Тем не менее, китайская индустрия микроэлектроники была не в состоянии производить системы пассивного акустического наведения в соответствии с первоначальным планом, поэтому на вооружение была принята неуправляемая версия под обозначением Yu-1 (в сентябре 1971 г.), а версия с пассивным акустическим наведением получила название Yu-1 Jia, иногда также обозначаемая как Yu-1G, на завершение ее разработки потребуются годы.
Торпеды серии Yu-1 можно было запускать напрямую из старых торпедных аппаратов, включая оборудование времен Второй мировой войны, без необходимости вносить какие-либо изменения в пусковое оборудование и системы управления огнем. Важность торпеды Yu-1 заключается в том, что в рамках программы ее разработки в Китае были созданы местные мощности по производству и разработке торпед.
Модернизация
Хотя производство торпед Yu-1 давно прекратилось, продолжается модернизация имеющихся на вооружении торпед, которых насчитывается около 10 000 штук. Торпеды Yu-1 модифицировались несколько раз, они получили возможность применения против подводных лодок, а не только против надводных кораблей. Другая важная модификация заключалась в том, чтобы включить торпеду Yu-1 в минной системы CAPTOR. Также была обновлена электроника торпеды. Еще одной модернизацией стала установка системы активного акустического наведения.
Характеристики:
Масса - 2000 кг
Длина - 7,8 м
Диаметр - 533 мм
Масса БЧ - 400 кг
Двигатель: паротурбинный.
Дальность стрельбы:
3,5 км при скорости 50 узлов;
9 км при скорости 39 узлов.
Система наведения: прямоидущая торпеда, позже была оснащена пассивной акустической системой наведения.
На вооружение: КНР, Албания, Бангладеш, Румыния, Пакистан, Танзания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий