Tallboy - сейсмическая авиабомба, разработанная британским авиационным инженером Барнсом Уоллисом и использовавшаяся RAF во время Второй мировой войны.
При массе более 5 тонн ее могла нести только модифицированная модель тяжелого бомбардировщика Avro Lancaster. Она была эффективной против массивных и защищенных конструкций, против которых обычные бомбардировки оказались неэффективными.
История
Уоллис представил свои идеи о 10-тонной бомбы в своей статье 1941 года «A Note on a Method of Attacking the Axis Powers», в которой он показал, что очень большая бомба, взрывающаяся глубоко под землей рядом с целью, передаст ударную волну в фундамент цели, тем более что ударные волны передаются через землю сильнее, чем через воздух.
Уоллис разработал бомбардировщик «Victory Bomber» массой 50 тонн, который должен был летать со скоростью 510 км/ч на высоте 14 000 м и нести тяжелую бомбу на дальность более 6400 км, но министерство авиации выступило против самолета, несущего только одну бомбу, и идея не была реализована.
Разработка и производство Tallboy были выполнены без контракта по инициативе Министерства, после того, как в 1942 году Уоллис опубликовал статью «Spherical Bomb—Surface Torpedo» и проект «прыгающей бомбы» для разрушения дамб. Поэтому RAF использовали бомбы, которые они еще не купили, и которые все еще были собственностью производителя Vickers. Ситуация нормализовалась после того, как их возможности по уничтожению защищенных целей были общепризнаны.
Достижения Tallboy включали в себя операцию «Арбалет» 24 июня 1944 года удар по La Coupole вместе с «Grand Slam», который разрушил фундамент подземного сборочного цеха V-2, а также удар по тоннелю Saumur 8–9 июня 1944 года, когда бомбы прошли прямо через холм и взорвались внутри туннеля на глубине 18 м от поверхности.
Последний из линейных кораблей Кригсмарине класса Bismarck, Tirpitz, был потоплен воздушной атакой с использованием Tallboy.
Конструкция
У большинства крупных союзных, особенно британских, бомб Второй мировой войны были очень тонкие корпуса, чтобы максимизировать вес взрывчатого вещества, которое мог нести бомбардировщик.
Чтобы иметь возможность проникать в грунт (или в защищенные цели) без разрушения, корпус Tallboy должен был быть прочным. Каждый из них был отлит из одного куска высокопрочной стали, что позволяло ему выдерживать удар до детонации. В то же время, чтобы достичь требуемой глубины проникновения, Уоллис спроектировал корпус Tallboy с хорошей аэродинамикой, чтобы при падении с большой высоты он достигал гораздо более высокой конечной скорости, чем традиционные бомбы.
В окончательной конструкции хвост бомбы № 78 Mark I составлял примерно половину общей длины готового оружия, длина корпуса бомбы составляла около 3 м от общей длины в 6,4 м. Первоначально бомба имела тенденцию к кувыркам, поэтому хвост был изменен: стабилизаторы были слегка повернуты так, что бомба вращалась при падении. Полученный таким образом гироскопический эффект остановил качку и рыскание, улучшив как аэродинамику, так и точность.
Tallboy был спроектирован таким образом, чтобы его можно было сбрасывать с оптимальной высоты 5500 м при скорости 270 км/ч, при этом бомба достигала поверхности при скорости 1210 км/ч. Она образовывала воронку глубиной 24 м и шириной 30 м, и могла пробивать 4,9 м бетона.
Масса Tallboy (приблизительно 5400 кг) и высота, требуемая для ее сброса, что используемые в качестве носителей Avro Lancasters должны были быть специально модифицированы. Броня и даже защитное вооружение были удалены, чтобы уменьшить вес самолета, и створки люка бомбового отсека также должны были быть модифицированы.
В то же время 617-я эскадрилья «Dambusters» прошла подготовку по использованию специального прицела, Stabilizing Automatic Bomb Sight (SABS). Для повышения точности необходимо было сделать несколько поправок на температуру, скорость ветра и другие факторы. Он был эффективен только в том случае, если цель могла быть идентифицирована, и несколько миссий были отменены или не увенчались успехом из-за сложности в точном определении целей.
Для ударов по подземным целям бомба была оснащена тремя отдельными хвостовыми инерционными взрывателями No. 58 Mark I. Они вызывали детонацию после заданной задержки, которая давала бомбе достаточно времени, чтобы проникнуть в цель перед взрывом. В зависимости от требований миссии, время задержки может быть установлено на 30 секунд или 30 минут после удара.
Чтобы гарантировать детонацию, в задней части бомбы были установлены три взрывателя с большой задержкой Type 47. Это резко улучшило надежность оружия, даже если два взрывателя откажут, третий вызовет детонацию. Несмотря на эту сложную систему, по крайней мере один Tallboy не взорвался во время второй атаки на плотину Sorpe и был обнаружен во время ремонта в конце 1958 года, когда водохранилище было опорожнено.
Производство
Производство Tallboy было трудоемким, потому что требовало ручного труда на каждом этапе производства. Используемые материалы были дорогостоящими, с очень точными инженерными требованиями в отношении литья и механической обработки. Для обеспечения оптимальных аэродинамических характеристик необходимо было придать корпусу идеально симметричную форму. Это было нелегкой задачей при работе с корпусом бомбы размером и массой Tallboy.
Взрывчатку Torpex заливали вручную в перевернутый корпус после плавления ее в «чайниках». На последнем этапе заполнения взрывчаткой требовалось, чтобы поверх Torpex был залит один дюйм чистого тротила, а затем основание корпуса запечатывали слоем из воска толщиной 100 мм с тремя цилиндрическими углублениями, в которые были вставлены три взрывателя.
Tallboy не считались расходным материалом, и, если они не использовались во время рейда, они должны были быть возвращены на базу, а не безопасно сброшены в море. Ценность оружия компенсировала дополнительный риск для экипажа.
Учитывая их высокую удельную стоимость, Tallboy использовались исключительно против ценных стратегических целей, которые не могли быть уничтожены другими средствами. Когда выяснилось, что «Ланкастер» можно модифицировать, чтобы он мог нести бомбу большего размера, чем Tallboy, Уоллис создал еще большую бомбу Grand Slam.
Боевое применение
Шесть бомб Tallboy в Бардни, Линкольншир, перед погрузкой на самолет 9-й эскадрильи ВВС в октябре или ноябре 1944 года.
Июнь - август 1944 года
Железнодорожный тоннель Saumur - единственный действующий железнодорожный маршрут с севера на юг по Луаре. Девятнадцать Ланкастеров, вооруженных Tallboy и шесть с обычными бомбами из 617-й эскадрильи, атаковали его в ночь с 8 на 9 июня 1944 года. Это было первое применение бомбы Tallboy, и тоннель был разрушен - один Tallboy пробил холм и взорвался в туннеле, полностью заблокировав его. Ни один самолет не был сбит.
Операция Crossbow
"Crossbow" было кодовым названием операции по противодействию пускам немецких крылатых ракет V-1 и баллистических ракет V-2. Tallboy были использованы англичанами для уничтожения нескольких ракетных объектов.
19 июня 1944 – Watten
Ближайший сброшенный Tallboy упал на расстоянии 46 м от цели - находящейся в стадии строительства сильно укрепленной стартовой площадки V-2.
24 июня 1944 – Wizernes
Целью было место сборки и запуска V-2. Несколько попаданий Tallboy разрушили фундамент, но не пробили купол бункера, который после этого был заброшен.
25 июня 1944 – укрытие для V-1
«Ланкастеры» из 617-й эскадрильи без потерь добились трех прямых попаданий Tallboy.
4 июля 1944 – Saint-Leu-d'Esserent
617-я эскадрилья задействовала семнадцать Ланкастеров с Tallboy, поддерживаемыми одним Mosquito и одним Mustang, в попытке разрушить известняковый свод пещер, используемых в качестве складов.
Ущерб крепости Mimoyecques от воздушных атак союзников, включая атаки бомбами Таллбой.
17 июля 1944 – Wizernes
Шестнадцать Ланкастеров во главе с Mosquito и Mustang бомбили Wizernes - трем Ланкастерам удалось сбросить Tallboy (один вызвал смещение купола, два других заблокировали вход).
27 июля 1944 – Watten
Один Tallboy поразил цель, но не пробил ее.
31 июля 1944 – Rilly La Montagne
Оба конца железнодорожного туннеля были разрушены Tallboy. [6] Ланкастер Уильяма Рейда на высоте 3700 м был сбит «дружественным» Tallboy, сброшенным с высоты 5500 м.
Вылеты против немецких верфей
Судоходству в Английском канале и в Атлантическом океане угрожали подводные лодки и торпедные катера, дислоцированные во Франции. Доки подводных лодок были защищены от обычных бомб толстыми бетонными крышами.
14 июня 1944 – Le Havre
В рамках первого массированного дневного рейда ВВС с конца мая 1943 года две волны самолетов атаковали объекты в Гавре: сначала группа № 1, затем группа № 3. Непосредственно перед первой волной атаковали 22 Ланкастера из 617 эскадрильи и 3 Mosquito, добившись нескольких попаданий, одна бомба пробила крышу.
15 June 1944 – гавань Булони
297 самолетов: 155 Ланкастеров, 130 Галифаксов и 12 Москито, нанесли удар по гавани Булони. Один Галифакс был потерян. Во время рейда 22 Ланкастера из эскадрильи № 617 бомбили ангары торпедных катеров с помощью Tallboy. Из-за сильной облачности десять самолетов вернулись на базу со своими бомбами. Тем не менее, рейд был признан успешным, так как торпедные катера перевели в Эймейден на голландском побережье, где они были лучше защищены, но имели меньше возможностей для атак сил союзников.
5 августа 1944 – Брест
15 «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи атаковали ангары для подводных лодок в Бресте и добились шесть прямых попаданий, когда Tallboy пробили бетонные крыши. Один Ланкастер был сбит зенитным огнем. Последующие попытки усилить другие ангары еще более толстым слоем бетона отвлекли ресурсы немцев от других проектов.
6 августа 1944 г. - Keroman
Рейс-лейтенант Томас Клиффорд Айвесон сбросил один Tallboy, бомба не пробила крышу.
8 августа 1944 года - La Pallice
Рейс-лейтенант Томас Клиффорд Ивсон сбросил один Tallboy.
28 августа 1944 г. - Эймейден
Рейс-лейтенант Томас Клиффорд Ивсон сбросил один Tallboy.
Сентябрь - ноябрь 1944
23/24 сентября 1944 года - канал Дортмунд-Эмс близ Ладбергена, к северу от Мюнстера
Во время ночной атаки 617-я эскадрилья добилась шести прямых попаданий с помощью Tallboy.
7 октября 1944 года - плотина Кембс к северу от Базеля
Воды выше плотины могли храниться в резерве, чтобы затопить район наступления армии США. Ланкастеры разрушили ворота шлюза с помощью Tallboy, сброшенных с низкой высоты, выпустив запасенную воду.
15 октября 1944 г. - плотина Сорпе
Эта цель первоначального рейда Ланкастеров пережила вторую атаку 9-й эскадрильи (617-я эскадрилья не участвовала в этом рейде). Было отмечено, что бомбы Tallboy попали в дамбу, но не пробили ее.
Бомбардировочные вылеты против Тирпица
Немецкий линкор Тирпиц представлял угрозу для конвоев, направляющихся в Советский Союз и обратно.
15 сентября 1944 г. - (Операция Paravane)
Один Tallboy поразил носовую часть Тирпица, пройдя через переднюю палубу и корпус, и взорвался в воде по правому борту. Взрыв разрушил носовую часть, в передние отсеки линкора набралось 2000 тонн воды. Взрывы нескольких других Tallboy в воде около Тирпица также повредили его. Пять человек были убиты и пятнадцать ранены. Тирпиц был признан непригодным для выхода в море, и ущерб был оценен как требующий девятимесячной работы для ремонта, но его посчитали невозможным, поэтому линкор стал плавающей батареей.
29 октября 1944 г. (Операция Obviate)
Из-за облаков, появившихся незадолго до атаки, 32 бомбы были сброшены «вслепую». Прямых попаданий не было, но одно из них чуть не погнуло вал винта.
12 ноября 1944 г. - (операция Catechism)
В последней операции Тирпиц был потоплен тремя попаданиями Tallboy. Несколько бомб попали в противоторпедную сеть и образовали большую воронку на дне, удалив большую часть песчаной отмели, которая была создана для предотвращения опрокидывания корабля. Одна бомба пробила палубу корабля между башнями Anton и Bruno, но не взорвалась. Второе попадание на миделе между катапультой самолета и дымовой трубой, полностью уничтожило весь участок поясной брони в непосредственной близости от места попадания, и проделало очень большие дыры в бортах и днище корабля, вызвав значительное затопление и крен до 60 градусов. Третья бомба ударила по кораблю со стороны башни Caesar, что в итоге привело к взрыву боезапаса, в результате которого корабль опрокинулся.
Декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.
11-футовая бетонная крыша укрытия для подводных лодок «Fink II» в Гамбурге, после того, как в начале апреля 1945 года ее пробил Tallboy.
Бомбардировки укрытий подводных лодок, декабрь 1944 г. - апрель 1945 г.
15 декабря 1944 г. - Эймейден на голландском побережье.
617-я эскадрилья атаковала укрытия подводных лодок с помощью Tallboy. Дымовая завеса препятствовала бомбардировке, и результаты остались неизвестными.
12 января 1945 г. - Берген
32 Ланкастера и один Москито атаковали укрытия и корабли в гавани Бергена. Три ланкастера из 617-й эскадрильи и один из 9-й эскадрильи были сбиты. В местном отчете говорится, что три Tallboy пробили в крышу укрытий толщиной 3,5 метра и нанесли серьезный ущерб мастерским, офисам и складам внутри.
3 февраля 1945 г. - Эймейден и Портерсхейвен
36 Ланкастеров из группы № 5 атаковали укрытия подводных лодок в Эймейдене (9-я эскадрилья) и в Портерсхейвене (617-я эскадрилья) с помощью Tallboy. Были зафиксированы попадания по обеим целям, без потерь.
9 апреля 1945 г. - Гамбург
617-я эскадрилья атаковала с применением Tallboy и Grand Slam. Некоторые бомбы попали в цель, и ни один самолет не был потерян.
18 апреля 1945 г. - Гельголанд
969 самолетов: 617 Ланкастеров, 332 Галифакса и 20 Москито всех групп бомбили военно-морскую базу, аэродром и город. Три Галифакса были потеряны.
19 апреля 1945 г. - Гелиголанд
36 Ланкастеров использовали бомбы Tallboy против береговых позиций.
8 декабря и 11 декабря 1944 года
Плотина Урфт (в 30 48 км к юго-западу от Кельна) была атакована, чтобы предотвратить ее использование для затопления района по мере продвижения американских войск. Плотина была повреждена, но немцы предотвратили дальнейшие повреждения, понизив уровень воды.
21 декабря 1944 г. - Политц
617-я эскадрилья.
14 марта 1945 г. - виадуки Билефельда и Арнсберга
Виадуки были атакованы 617-й и 9-й эскадрильями с Tallboy и первыми Grand Slam. Виадук Арнсберга выдержал удар, но 100 м виадука Билефельда рухнули из-за «эффекта землетрясения» от взрывов Grand Slam и Tallboy.
15 марта 1945 года - виадук Арнсберг
Виадук Арнсберга снова был атакован 9-й эскадрильей. Он снова устоял.
16 апреля 1945 года - карманный линкор Лютцов.
Лютцов был атакован 617-й эскадрильей. Несмотря на интенсивный озенитный огонь, 15 самолетов смогли отбомбиться по цели цели с помощью Tallboy или 450-кг бомб. Один близкий взрыв Tallboy проделал большую дыру в днище Люцова, и он опустился на дно на мелководье. Один Ланкастер был сбит, последняя потеря эскадрильи в войне. Бомба затонула около Świnoujście в середине основного судоходного канала Пяста, и была обнаружена во время подготовительных работ по углублению фарватера Świnoujście-Szczecin в сентябре 2019 года.
25 апреля 1945 года - Бергхоф
Дом отдыха Гитлера, Бергхоф, недалеко от Берхтесгадена, подвергся удару смешанной группы, в которую входили шесть Ланкастеров из 617-й эскадрильи, сбросивших свои последние Tallboy. Бомбежка оказалась точной и эффективной.
После войны
Последний из бомбардировщиков серии V - Handley Page Victor, был спроектирован так, чтобы нести два Tallboy или один Grand Slam.
Применение в США
Американской версией Tallboy была бомба T-10, модифицированная для использования стандартных компонентов американского производства. Разработка была начата в конце 1944 года, и планировалось сбрасывать их на островные опорные пункты в Тихом океане перед высадкой десантов. Ни один из них не была использована в боевых условиях вследствие капитуляции Японии. В конце 1950-х Т-10 была переименована в М-121. Во время Корейской войны ряд Т-10 были переоборудованы в радиоуправляемую бомбу Tarzon и сбрасывались с B-29 Superfortress для разрушения железнодорожных мостов и водохранилищ.
После окончания Корейской войны и снятия с вооружения бомбардировщиков B-29 и B-36 у ВВС США больше не было самолета, способного нести М-121, и бомбы были помещены на хранение. Производство T-10 закончилось в 1955 году. B-36 был последним действующим самолетом, который мог сбрасывать полностью собранную бомбу типа Tallboy обычным способом. Во время войны во Вьетнаме, некоторые M-121, без обтекаемой задней части кожухи и хвостовых стабилизаторов, были отправлены во Вьетнам для миссий Commando Vault, где они использовались в качестве боевых частей BLU-82, сбрасываемых с транспортных самолетов С-130. Боеголовки были установлены на платформе и вытягивались парашютами с задней погрузочной платформы C-130. Один из последних образцов Tallboy времен Второй мировой войны был сброшен во время миссии Commando Vault, чтобы расчистить зону посадки вертолетов на гребне во время битвы за высоту Гамбургер во Вьетнаме в 1969 году.
Разработчик: Barnes Wallis
Производитель: Vickers
Всего собрано 845 штук
Характеристики:
Масса - 5400 кг
Длина - 6,4 м
Диаметр - 0,97 м
Масса ВВ - 2400 кг
Тип ВВ - торпекс D1
Взрыватель ударный, или с замедлением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий