Douglas A-3 Skywarrior был спроектирован как стратегический бомбардировщик для ВМС США и был одним из самых больших палубных самолетов в истории. Он вступил в строй в середине 1950-х годов и был снят с вооружения в 1991 году. На протяжении всего срока службы он был самым тяжелым самолетом, эксплуатируемым с авианосцев, получившим прозвище "The Whale" (кит). На заключительных этапах службы он был платформой для средств радиоэлектронной борьбы, самолетом тактической воздушной разведки и самолетом-заправщиком.
Skywarrior - это один из двух серийно выпускавшихся стратегических бомбардировщиков ВМС США (другой - его предшественник AJ Savage). Сверхзвуковой палубный A-5 Vigilante был также изначально предназначен для стратегических ядерных ударов, и на очень короткий срок вытеснил A-3 в этой роли, начиная с начала 1960-х годов. Однако с удалением авианосцев из Single Integrated Operational Plan (SIOP)) и передачей миссии ядерного сдерживания ВМС США баллистическим ракетам подводных лодок, Vigilante стал тактическим разведчиком.
Самолет B-66 Destroyer на его базе до начала 1970-х годов служил в ВВС США в качестве тактического бомбардировщика, самолета радиоэлектронной борьбы и разведчика.
Разработка
В начале Второй мировой войны ВМС США начали изучать концепцию палубного реактивного самолета. В первые послевоенные годы военно-морской флот США начал рассматривать возможность создания палубных стратегических бомбрадировщиков с реактивными двигателями.
В январе 1948 года начальник морских операций издал требование о создании дальнего палубного самолета, способного доставлять бомбы массой 4500 кг или ядерное оружие. Планировалось, что он будет эксплуатироваться на предлагаемых «суперавианосцах» класса United States, значительно превышающих по размеру существующие авианосцы, и в спецификации была задана грузоподъемность 45 500 кг. Эд Хайнеманн, главный конструктор Douglas Aircraft Company, опасаясь, что строительство авианосцов класса United States может быть отменено, предложил значительно меньший самолет с грузоподъемностью 31 000 кг, способный работать на существующих авианосцах. Контракт, заключенный военно-морским флотом США с авиационной компанией Douglas 29 сентября 1949 года, привел к разработке и производству A3D Skywarrior. Прототип XA3D-1 впервые взлетел 28 октября 1952 года.
A3D-1 в Джексонвилле, Флорида в 1950-х.
Значительные проблемы с разработкой, в основном с оригинальными двигателями, задержали производство Skywarrior до весны 1956 года. A-3 был, безусловно, самым большим и тяжелым самолетом, когда-либо разработанным для использования на авианосцах, хотя, по иронии судьбы, он был самым маленьким среди других предложений, которые могли быть развернуты только на еще более крупных авианосцах, еще не построенных. Производство было завершено в 1961 году.
Конструкция
Skywarrior имел крыло со стреловидностью 36° и два турбореактивных двигателя Pratt & Whitney J57. Ранние прототипы использовали Westinghouse J40, силовую установку, которая оказалась катастрофической и впоследствии была отменена. Турбореактивные двигатели могли быть дополнены 12 ускорителями JATO с тягой 20 кН. Система управления полетом была гидравлической, и для хранения в ангре крылья А-3 и киль складывались. Вместительные внутренние топливные баки обеспечили большой радиус действия.
Фотокамеры камуфлированного RA-3B из Heavy Photographic Squadron 61.
Ранние варианты A-3 имели экипаж из трех человек: пилот, бомбардир/штурман (BN) и член экипажа/штурман (он же третий член экипажа). Необычная конфигурация кабины позволяла вместить трех членов экипажа. В приподнятом отсеке бок о бок сидели пилот и бомбардир/штурман. В первоначальных вариантах за спиной пилота сидел третий член экипажа, который также выступал в роли наводчика для 20-миллиметровой пушки, смонтированной в хвосте, которой краткое время оснащалась первоначальная версия бомбардировщика A3D/A-3A (позже снятой и замененной оборудованием РЭБ). Третий член экипажа имел секстант для небесной навигации и управлял системами РЭБ. Более поздние модификации для электронной разведки могли вместить экипаж из семи человек, состоящий из пилота, второго пилота и штурмана, а также четырех операторов электронных систем, сидевших в бывшем бомбовом отсеке в просторном фюзеляже.
Усилия по снижению веса привели к удалению катапультируемых сидений в процессе проектирования Skywarrior, исходя из предположения, что большинство полетов будет осуществляться на большой высоте. Аналогичное устройство с эвакуационным туннелем использовалось на F3D Skyknight. Экипажи начали печально шутить, что «A3D» расшифровывается как «All Three Dead» (в 1973 году вдова члена экипажа Skywarrior, погибшего над Вьетнамом, подала в суд на авиастроительную компанию McDonnell Douglas за то, что она не установила катапульты в A-3). В отличие от него, B-66 ВВС США был оснащен катапультируемыми сиденьями на протяжении всего срока службы.
Документированная история механических отказов на A3D/A-3 показала уровень значительно выше среднего. Хотя в журнальных статьях предполагалось, что проблемы безопасности усугубляются назначением более слабых пилотов на более медленные самолеты, такие как А-3, во время своего расцвета пилоты Skywarrior часто были «лучшими из лучших» и, за некоторыми исключениями, пилоты имели минимальный налет порядка 1500 часов, из-за трудности с посадкой такого большого самолета на борт авианосца, особенно ночью. Первоначально бомбардировщики Skywarrior были предназначены для всех авианосцев, включая класс Essex времен Второй мировой войны и послевоенный класс Midway.
Skywarrior мог нести до 5500 кг оружия в бомбовом отсеке, который в более поздних версиях использовался для установки разведывательного и видеооборудования, или дополнительных топливных баков. Первоначально была установлена система управления бомбометанием AN/ASB-1A, позднее замененная на AN/ASB-7. Оборонительное вооружение представляло собой две 20-мм пушки с радиолокационным наведением в хвостовой башне, спроектированной Westinghouse, которая вскоре была заменена оборудованием РЭБ. Хотя в начале войны во Вьетнаме некоторые бомбардировочные операции выполнялись на A-3, большая часть бомбардировок выполнялась более маневренными штурмовиками и истребителями-бомбардировщиками, а Skywarrior в основном выполнял роль заправщика и самолета радиоэлектронной борьбы.
История службы
Ядерный бомбардировщик
До ввода в строй подводных лодок с баллистическими ракетами, А-3 являлся критическим элементом в ядерном сдерживании США. Эскадрильи были сведены в двух тяжелых ударных крыльях (HATWING), причем одно крыло было первоначально развернуто на базе North Island, Калифорния, а затем, в декабре 1957 года, переехало на базу Whidbey Island, Вашингтон, в то время как другое крыло было первоначально развернуто на на базе Джексонвилл, штат Флорида, перед перемещением на базу Санфорд, Флорида. Крыло из Whidbey Island было расформировано в 1959 году, но эскадрильи, которые составляли крыло, позже перешли на модификацию постановщика помех EKA-3B, а крыло из Sanford перевооружили на A3J Vigilante (позже A-5A), с последующим переходом на разведчики RA-5C. В середине 60-х годов военно-морской флот отказался от концепции стратегического ядерного оружия на базе авианосцев, и все А-5А были переоборудованы в разведчики RA-5C Vigilante. Многие A3B были переоборудованы в комбинированные самолеты-заправщики/РЭБ.
A3D-2 из VAH-9 с носовым колесом, сломанным при посадке на USS Saratoga, 1959 г
Война во Вьетнаме
Во время войны во Вьетнаме с 1964 по 1967 годы некоторое количество A-3B использовалось для бомбардировочных операций и минных постановок, но затем A-3 в основном использовался в качестве заправщика (KA-3B, EKA-3B), фоторазведчика (RA-3B), самолета электронной разведки (EA-3B) и радиоэлектронной борьбы (EKA-3B).
На протяжении большей части войны во Вьетнаме EA-3B из Fleet Air Reconnaissance Squadron 1 (VQ-1) летали с авиабазы Дананг в Южном Вьетнаме, обеспечивая непрерывную электронную разведку, включая тропу Хо Ши Мина и всю дорогу на север к гавани Хайфон. Они были известны как VQ-1 "Det.B". Экипаж и наземный персонал были временно переведены со своей домашней базы в Ацуги, Япония, а после 1970 года - в Агана, Гуам. После того, как Det B была расформирована, VQ-1 предоставила два самолета EA-3B, которые использовались вплоть до конца 1980-х годов, когда они были заменены на Lockheed ES-3A Shadow.
A-3B с USS Oriskany сбрасывает бомбу Mk 83, 1965 год.
Кроме того, версия A-3B была модифицирована в RA-3B и использовалась во Вьетнаме в качестве фоторазведчика. Heavy Photographic Squadron 61 (VAP-61) с Гуама и эскадрилья VAP-62 из Джексонвилля, штат Флорида, летали из Дананга AB, выполняя картографические и разведывательные полеты над Юго-Восточной Азией. Благодаря наличию 12 камер RA-3B был хорошо оборудован для картографирования областей, для которых не было подробных карт. С установленным ИК-оборудованием RA-3B использовался ночью для наблюдения за движением войск по дорогам и тропам в Лаосе.
Черный RA-3B из VAP-61 на борту USS Constellation, 1967 год.
Заправщик
Во время войны во Вьетнаме A-3 был модифицирован в заправщики KA-3B, а некоторые самолеты были модифицированы в вариант многоцелевого заправщика EKA-3B, который был настоящей рабочей лошадкой. Было добавлено электронное оборудование для постановки помех, чтобы EKA-3B мог глушить радары противника в ожидании заправки тактических самолетов. В конце концов, EKA-3B был заменен меньшим специализированным заправщиком Grumman KA-6D Intruder, который, хотя и имел меньшую вместимость и дальность, был развернут в большем количестве в авиагруппах авианосцев. Два дополнительные резервные эскадрильи были созданы в начале 1970-х годов для обеспечения дозаправки в воздухе, VAQ-208 и VAQ-308. Оба подразделения эксплуатировали самолеты со снятым оборудованием для радиоэлектронной борьбы, переименованные в KA-3B. Они были выведены из эксплуатации в начале 1990-х годов.
EKA-3B из VAQ-135, заправляющий F-8J у побережья Вьетнама, 1972 год.
Холодная война
Вариант EA-3 использовался для выполнения критических задач электронной разведки (ELINT), работая с палуб авианосцев и на берегу, дополняя более крупный Lockheed EP-3. Его последнее применения в качестве платформы ELINT имело место во время операции Desert Storm.
EA-3B приземляется на USS Kitty Hawk в 1987 году
Разведчик
Вариант EA-3B был модифицирован для электронной разведки стран Варшавского договора. Миссии выполнялись по всему земному шару, начиная с 1956 года. EA-3B имел экипаж из семи человек, с летным экипажем из трех человек в кабине и офицером по радиоэлектронной борьбе и тремя операторами электронных систем в переоборудованном бомбовом. Он предлагал уникальные возможности электронной разведки в многочисленных конфликтах времен холодной войны и войны во Вьетнаме.
Снятие с вооружения
EA-3B оставались в эксплуатации достаточно долго, чтобы поучаствовать в первой войне в Персидском заливе в 1991 году. К сентябрю 1991 года Skywarrior перестали использовать на флоте, а последние USN Skywarrior сняли с вооружения 27 сентября 1991 года.
Гражданское использование
A-3 использовался в качестве испытательного стенда, эксплуатируемого гражданскими компаниями, в течение многих лет до снятия с вооружения ВМС США, при этом авиастроительная компания Hughes использовала его в качестве испытательного стенда для разработки системы вооружений для General Dynamics - Grumman F-111B и Grumman F -14 Tomcat, с Westinghouse и Raytheon, также использующими A-3 в качестве испытательного стенда. После снятия с вооружения в 1991 году ВМС США решили прекратить материально-техническое обеспечение испытательных стендов, эксплуатируемых гражданскими компаниями. Вместо того, чтобы отказаться от A-3, Hughes, Westinghouse и Raytheon договорились о приобретении оставшихся A-3 и запасных частей у ВМФ, что позволило их испытательным флотам продолжить работу и сэкономило ВМС США расходы на хранение и утилизацию самолетов. Два других подрядчика, Thunderbird Aviation и CTAS, также решили заключить аналогичные соглашения с одиннадцатью А-3, распределенными между пятью операторами. Запасные части, хранившиеся на территории США, были равномерно распределены между подрядчиками. Из-за недоразумений и реорганизаций внутри ВМС США, запасные части по всему миру были списаны, и так и не попали к подрядчикам.
NRA-3B из Pacific Missile Test Center в 1982 году
В начале 1994 года было принято решение модифицировать A-3 для радиолокационных испытаний F-15, и единственный доступный планер хранился на базе Alameda. Hughes переправил самолет в Ван-Найс для модификаций. Носовая секция F-15B была пристыкована к передней части самолета. Стойки и оборудование были установлены в салоне, и самолет использовался Hughes и ВВС США для разработки программного обеспечения F-15.
30 июня 2011 года последний летающий самолет EA-3D (N875RS), принадлежащий Raytheon, прибыл на базу Pensacola, штат Флорида, для демонстрации в Национальном музее морской авиации.
Модификации
Примечание: в соответствии с первоначальной системой обозначенйя Военно-морского флота Skywarrior обозначался как A3D (третий штурмовик от Douglas Aircraft). В сентябре 1962 года была внедрена новая система обозначений Tri-Services, и самолет был переименован в А-3. Там, где это применимо, обозначения до 1962 года указаны первыми, а обозначения после 1962 года указаны в скобках.
XA3D-1: два прототипа с турбореактивными двигателями Westinghouse J40, без пушки в хвостовой установки.
YA3D-1 (YA-3A): один опытный образец с двигателями Pratt & Whitney J57. Позже использовался для испытаний в Тихоокеанском ракетном испытательном центре.
A3D-1 (A-3A): 49 самолетов первой серии.
A3D-1P (RA-3A): один A3D-1, преобразованный в качестве прототипа разведчика A3D-2P с пакетом фотокамер в бомбовом отсеке.
A3D-1Q (EA-3A): пять A3D-1, преобразованные для выполнения задач электронной разведки (ELINT), с оборудованием РЭБ и четырьмя операторами в бомбовом отсеке.
A3D-2 (A-3B): окончательная версия серийного бомбардировщика, с более прочным планером, более мощными двигателями, немного большей площадью крыла (75 м² против 72 м²), возможностью дозаправки в воздухе, 21 последних самолетов имели новую систему управления бомбометанием AN/ASB-7, хвостовую турель заменили на средства радиоэлектронной борьбы.
A3D-2P (RA-3B): 30 фоторазведывательных самолетов, несущими до 12 камер плюс фотовспышки. Повышенное давление в кабине позволяло оператору камеры входить в отсек, чтобы проверить камеры. У некоторых сохранились хвостовые орудия, но большинство позже было переоборудовано в на системы РЭБ.
A3D-2Q (EA-3B): 24 самолета РЭБ с герметичной кабиной в бывшем бомбовом отсеке для одного офицера и трех операторов систем РЭБ. Это была самая длинная серийная версия самолета, и наиболее широко известная во всем флоте. Она служила во флоте почти 40 лет и была заменена на ES-3A Shadow.
A3D-2T (TA-3B): 12 учебно-тренировочных самолетов. Пять позже переоборудованы в VIP-транспорт (два получили обозначение UTA-3B).
KA-3B: 85 бомбардировщиков A-3B, переоборудованных в 1967 году для выполнения роли заправщика.
EKA-3B: 34 заправщика KA-3B, переоборудованных для двойной роли самолета РЭБ и заправщика. Большинство из них были переоборудованы обратно в конфигурацию KA-3B (без оборудования РЭБ) после 1975 года.
ERA-3B: Восемь самолетов RA-3B, переоборудованных в самолеты - "агрессоры" (в основном для учений) с оборудованием РЭБ в новом удлиненном хвостовом конусе.
NRA-3B: шесть RA-3B, переоборудованных для различных гражданских испытаний.
VA-3B: два EA-3B, преобразованные в VIP-транспорт.
NTA-3B: один самолет, переоборудованный Hughes/Raytheon, использовался для тестирования радара для F-14D Tomcat.
Характеристики (A3D-2/A-3B Skywarrior):
Экипаж - 3 человека.
Длина - 23,27 м
Высота - 6,95 м
Размах крыла - 22,1 м
Площадь крыла - 75,4 м²
Масса пустого самолета - 17,876 т
Взлетная масса - 31,75 т
Максимальная взлетная масса - 37,195 т
Двигатели: 2 ТРД Pratt & Whitney J57-P-10 тягой 46,7 кН (55,3 кН с впрыском воды)
Максимальная скорость - 982 км/ч на высоте 3050 м
Крейсерская скорость - 837 км/ч
Дальность полета - 3380 км
Практический потолок - 12495 м
Нагрузка на крыло - 421 кг/м²
Вооружение: 2 х 20 мм пушки M3L в хвостовой установке
Бомбовая нагрузка - 5800 кг (бомбы, морские мины, или одна ядерная бомба).
Комментариев нет:
Отправить комментарий