Canon de 240 mm L modèle 1884 - тяжелая артиллерийская установка, первоначально использовавшаяся в качестве береговой артиллерии, а затем преобразованная в осадное и железнодорожное орудие. Пушки Mle 1884 использовались как в Первой, так и во Второй мировой войне.
Canon de 240 mm L mle 1884 был одним из серии тяжелых артиллерийских орудий, разработанных полковником Шарлем Рагоном де Банги. 11 мая 1874 года французская армия заказала три тяжелые пушки де Банги (120 мм, 155 мм, 220 мм) и две мортиры (220 мм, 270 мм).
mle 1884 была совершенной для своего времени благодаря тому, что она была построена полностью из стали вместо стального лейнера и чугунных усиливающих обручей предыдущей Canon de 240 мм C mle 1870-87. Mle 1884 также была оснащен затвором с обтюратором Де Банги и простой гидравлической системой отката.
Варианты
Береговая пушка
В роли береговой артиллерии mle 1884 устанавливались на различных барбетах, которые обычно представляли собой стальное кольцо с зубчатой передачей большого диаметра, установленное в бетонную плиту за парапетом. Прямоугольная стальная огневая платформа располагалась наверху кольца, ствол орудия выступал за парапет спереди, а грузовая платформа - сзади. Огневая платформа перемещалась червячной передачей, прикрепленной к основанию.
Противооткатные устройства mle 1884 состояли из U-образной люльки, в которой находились цапфы ствола, и слегка наклоненной огневой платформы с гидравлическими буферами. При выстреле гидравлический буфер замедлял отдачу люльки, которая скользила по ряду наклонных рельсов на огневой платформе, а затем возвращалась в исходное положение за счет комбинированного действия буферов и силы тяжести. Позже некоторые mle 1884 были модифицированы для использования казенной части Canet, чтобы уменьшить численность расчета, необходимого для обслуживания пушки, и увеличить ее скорострельность. Получившееся орудие получило обозначение Canon de 240 TR mle 1884/03. По оценкам, в начале Первой мировой войны в прибрежных укреплениях находилось 149 mle 1884.
Осадная пушка
Хотя большинство воюющих сторон имели тяжелую полевую артиллерию до начала Первой мировой войны, ни у одной из них не было достаточного количества тяжелых орудий, и они не предвидели растущее значение тяжелой артиллерии во время окопной войны на Западном фронте. Двумя источниками тяжелой артиллерии, подходящей для использования в полевых условиях, были береговые укрепления и излишки военно-морских орудий. Для этих орудий были построены подходящие полевые и железнодорожные установки, чтобы дать войскам тяжелую полевую артиллерию, необходимую для преодоления траншей и бетонных укреплений.
Несмотря на устаревшую конструкцию, потребность в тяжелой артиллерии на Западном фронте была настолько острой, что для mle 1884 было разработано как минимум пять различных установок: две стационарные и три железнодорожные. Первоначальная переделка 16 орудий была произведена Арсеналом Тулона и получила обозначение Canon de 240 mm mle 1884 sur affût à échantigolles. Они состояли из стальной огневой платформы берегового орудия, размещенной на платформе, сделанной из деревянных балок. Механизма поворота не было, поэтому всю платформу нужно было наводить на цель. Несмотря на эти ограничения, переделки были признаны успешными.
В 1915 году Сен-Шамон получил задание построить лафет для mle 1884, и проект был принят в 1916 году. Новое орудие получило обозначение Canon de 240 mm mle 1884 sur affût à Tracteur Saint-Chamont или Canon de 240 mm L. Modèle 1884, и Сен-Шамон закончил производство шестидесяти орудий в период с октября 1916 по октябрь 1917 года. Для транспортировки mle 1884 можно было разделить на две части по 20 000 кг каждая, с собственным лафетом. Каждый лафет буксировался артиллерийским тягачом, который потреблял около 1000 л бензина на 100 км. Поэтому артиллерийские тягачи применялись только на фронте, а перевозки на дальние расстояния осуществлялись по железной дороге. На месте пушку можно было собрать примерно за 24 часа с помощью кранов и блочного оборудования.
В новой установке использовалось такое же основание с зубчатой передачей большого диаметра, что и в береговой, с возможностью поворота на 10° и подъема на 38°. Новые орудия пользовались популярностью благодаря малому износу ствола, большой дальности стрельбы и тяжелому снаряду весом 140 кг. Уцелевшие во время войны орудия получили обозначение Canon de Mle 84/17 и снова использовались во время Второй мировой войны. В 1939 году было мобилизовано двенадцать орудий, и те из них, которые были захвачены Вермахтом после падения Франции, получили обозначение Kanone 556 (f) и использовались для береговой обороны.
Железнодорожная пушка
Помимо осадных орудий и береговой артиллерии, mle 1884 также переоборудовали в железнодорожную пушку:
Первая из этих переделок была названа Canon de 240 mm mle 1884 sur de Circonstance Schneider. Орудие и его основание крепились к 5-осному вагону, построенному Шнайдером. Ствол не поворачивался, и для прицеливания орудие приходилось вести по дугообразным рельсам. В люльке использовалась та же гидрогравитационная система отдачи, что и в орудии береговой обороны. Лафет имел 4 деревянные поперечные балки, которые можно было привинтить для фиксации лафета на месте и поглощения отдачи.
Вторая модификация mle 1884 началась в 1914 году с установки более ранней модели Canon de 240 mm G mle 1870-87 на железнодорожный вагон и получила обозначение Canon de 24 cm modèle 1870-87 et modèle 1870-93 sur affut tous azimuts Batignolles. Это было одно из первых железнодорожных артиллерийских орудий, построенных Батиньолем, с углом поворота на 360°. Пушка опиралась на две трехосные тележки. Перед стрельбой 4 стальных балки закреплялись поперек путей, а 4 боковых опоры были развернуты рядом с путями для обеспечения устойчивости и ведения огня на 360 °. Платформа для заряжания в задней части огневой платформы могла нести пять готовых снарядов и зарядов, что увеличивало темп стрельбы до четырех выстрелов за пять минут. Конверсия прошла успешно, но mle 1870-87 была очень старым орудием, в ее смешанной конструкции каждый металл имел разные термические свойства, что ускоряло износ ствола. Поэтому в начале 1917 года было решено объединить mle 1884 с установкой Batignolles и обозначить ее Canon de 240 mm Mle 1884 sur affût-Trucs TAZ. Комбинация оказалась удачной и считалась одним из лучших французских железнодорожных артиллерийских орудий за счет сочетания мощной и точной пушки с возможностью поворота ствола на 360 °. Орудия, пережившие Первую мировую войну, позже принимали участие во Второй мировой войне, а захваченные немцами орудия получили обозначение 24cm K(E)557(f) и использовались в качестве береговой артиллерии.
Последняя модификация mle 1884 началась в конце 1917 года и использовала ту же рельсовую тележку, что и Canon 240 mm Mile 1884 sur de Circonstance Schneider. Однако первоначально на лафет устанавливалась пушка Canon de 240 mm G mle 1876 со стволами mle 1884, постепенно заменявшими изношенные стволы mle 1876. Комплектующие в основном были такие же, как и у предыдущей модификации, и получили обозначение Canon 240 mm Mle 1884 sur affût de fortune Mle 1917. Считается, что 38 переделанных таким образом орудий поступили слишком поздно, чтобы принять участие в Первой мировой войне. Восемь орудий mle 17 были мобилизованы во время Второй мировой войны и пять были захвачены немцами, которые присвоили им обозначение 24 cm Kanone (Eisenbahn) 557 (f). Три использовались немцами, а два были переданы итальянцам после падения Франции. После капитуляции Италии два орудия, переданные Италии, вернулись на вооружение Германии.
Закамуфлированная Canon de 240 mle 1884 в качестве полевой артиллерии в Терны-Сорны (Эне) 8 мая 1918 года.
Характеристики:
Масса - 31 т
Длина ствола - 6,7 м (26 калибров)
Масса снаряда - 162 кг, ОФ - 140 кг
Калибр - 240 мм.
Тип затвора: поршневой, системы де Банги.
Противооткатные устройства: гравитационно-гидравлические.
Вертикальные углы наведения: от 0° до +38°.
Горизонтальные углы наведения: 10°.
Скорострельность: 1 выстрел за три минуты.
Начальная скорость снаряда - 575 м/с.
Максимальная дальность стрельбы - 17300 м.
Всего построено 60 орудий и 60 запасных стволов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий