рекомендации

пятница, 2 июля 2021 г.

Управляемая авиабомба ASM-A-1 Tarzon



ASM-A-1 Tarzon, также известная как VB-13, это управляемая бомба, разработанная ВВС США в конце 1940-х годов. Сочетая систему наведения более ранней Razon с британской бомбой Tallboy массой 5400 кг, ASM-A-1 недолго использовалась в Корейской войне, прежде чем была снята с вооружения в 1951 году.

Разработка

Разработка VB-13 Tarzon началась в феврале 1945 года, когда Bell Aircraft получила контракт от ВВС США на разработку очень большой управляемой бомбы. VB-13 представляла собой комбинацию радиокомандной системы наведения, которая использовалась на меньшей управляемой бомбе VB-3 Razon («только по дальности и азимуту») с разработанной британцами бомбой Tallboy массой 5400 кг, известный в USAAF как M112.

VB-13, переименованная в ASM-A-1 в 1948 году, была разработана под кодом проекта MX-674. Она имела кольцевое крыло вокруг средней части корпуса, расположенное рядом с центром тяжести оружия. В задней части бомбы находилось восьмиугольное хвостовое оперение, содержащее рули Razon. Бомба Tarzon, предназначенная для бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress, использовала комбинацию передатчика AN/ARW-38 на B-29 и приемника AN/URW-2 на Tarzon для обеспечения ручного управления по дальности и азимуту. Это было сделано с помощью визуального отслеживания курса бомбы, чему способствовал трассер, установленный в хвостовой части оружия. Гироскопы на борту ASM-A-1 помогали в стабилизации, в то время как пневматическая система приводила в движение управляющие поверхности бомбы. Система наведения была признана эффективной, Tarzon показал в ходе испытаний точность 85 м.

В дополнение к номинальной массе Tallboy 5400 кг, кольцевое крыло и рули увеличили вес Tarzon на 500 кг. Это сделало ASM-A-1 слишком большой и тяжелой, чтобы поместиться в бомбоотсеке Superfortress, вместо этого она размещалась в полуутопленном виде, при этом половина бомбы подвергалась воздействию воздушного потока. Это увеличивало сопротивление летящего самолета и вызывало турбулентный поток воздуха, который мог повлиять на управляемость B-29.

История применения


Tarzon загружают на B-29 19-й бомбардировочной группы

Хотя к концу Второй мировой войны проект VB-13 не достиг стадии испытаний, удалось избежать его закрытия, поскольку он продолжал считаться низкоприоритетным проектом. Ограниченные испытания проводились в 1948 и 1949 годах, дополнительные испытания в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в 1950 году привели к тому, что Tarzon был одобрен для эксплуатации во время Корейской войны.

Tarzon впервые был использован в боевых действиях в декабре 1950 года, когда ASM-A-1 заменил Razon, меньшая была признана слишком маломощной для эффективного использования против мостов и других укрепленных целей. Tarzon использовался исключительно 19-й бомбардировочной группой, первое применение Tarzon в бою произошло 14 декабря 1950 года.

Как самая большая бомба, использовавшаяся в бою во время войны, Tarzon применялся для ударов по северокорейским мостам и другим защищенным целям, более высокая точность Tarzon по сравнению с обычными бомбами обеспечила подтвержденное уничтожение как минимум шести высокоприоритетных целей в течение примерно шести месяцев боевого применения, в том числе гидроэлектростанция.

С декабря 1950 г. по март 1951 г. было выполнено тридцать миссий Tarzon, успех этого оружия привел к заключению контракта на производство 1000 дополнительных бомб ASM-A-1. Однако 29 марта 1951 года удар по Синыйджу не увенчался успехом, самолет командира группы был уничтожен в результате преждевременного взрыва бомбы. Тридцатая и, как оказалось, последняя миссия, через три недели после миссии Синыйджу, также завершилась непреднамеренным взрывом сброшенной "сбитой" бомбы, хотя на этот раз без потери самолета.

Расследование показало, что виновата конструкция хвостовой части бомбы. Для решения проблемы в конструкцию были внесены изменения. Бомбе были свойственны проблемы безопасности, повышенные затраты на техническое обслуживание по сравнению с обычными бомбами, тот факт, что система наведения бомбы требовала использования только в ясный день, что делало бомбардировщики уязвимыми для истребителей противника. В сочетании с низкой надежностью оружия - только шесть из 28 сброшенных бомб успешно уничтожили цели, это привело к тому, что заказ на производство был отменен, после этого в августе 1951 г была прекращена программа Tarzon в целом.

Годы службы: 1949–1951 гг.
Производитель: Bell Aircraft

Характеристики:

Масса - 5900 кг
Длина - 6,4 м
Диаметр - 0,97 м
Размах крыла - 1,37 м
Масса ВВ - 2400 кг (тип ВВ - Torpex D1)
Система наведения - радиокомандная.
Носитель: Boeing B-29 Superfortress

Комментариев нет:

Отправить комментарий