рекомендации

вторник, 5 октября 2021 г.

Осколочная авиабомба АО-2,5сч


В самом начале 1939 г. в ГСКВ-47 разработали осколочную авиабомбу с корпусом из сталистого чугуна калибром 2,5 кг. Уже в мае небольшую партию корпусов АО-2,5сч отлили на Подольском механическом заводе НКОМ, снарядили в НИИ-6 НКБ и подали на заводские, а в июне и на государственные испытания (тогда это понятие принято было разделять на Отдельные этапы – полигонных и войсковых испытаний). В производстве корпуса этих боеприпасов обладали рядом преимуществ – неограниченной сырьевой базой, простотой технологии производства и низкой себестоимостью. Авиабомба состояла из двух частей – литого корпуса и стабилизатора – и требовала минимальной механической обработки (лишь нарезка резьбы под взрыватель).

Эффективность АО-2,5сч оказалась выше, чем у стальных бомб того же калибра. К примеру, на испытаниях для сравнения использовали штатные АО-2,5 со стальными корпусами и АО-2,5, переделанные из корпусов 45-мм артснарядов. Корпуса первых дробились на 125 «убойных осколков», образуя зону сплошного поражения радиусом 11,5 м, у вторых – на 28 таких же осколков, в зоне радиусом 7,5 м. Корпуса опытных АО-2,5сч дробились в среднем на 147 осколков, а зона их сплошного поражения составила 12,8 м. Как бы там ни было, но парой АО-2,5, переделанных из артснарядов, удалось поразить лишь 16 мишеней, а парой АО-2,5сч – 25. К сожалению, АО-2,5 с корпусами из стального литья среди ростовых мишеней в тот раз не подрывали.


В июле 1939 г. в ГСКБ-47 доработали конструкцию АО-2,5сч с учетом замечаний госиспытаний, предложив заказчику боеприпасы двух вариантов. У первого для улучшения устойчивости на траектории длину стабилизатора увеличили на 10 мм, а для придания им дополнительной жесткости толщину перьев увеличили с 0,5 до 1 мм, а кроме того, на них выполнили продольные зиги. У авиабомб АО-2,5сч второго варианта отбортовку на стальных перьях стабилизатора (в той части, где они крепились в корпусе авиабомбы) заменили двумя отверстиями, чтобы сквозь них при заливке чугуном стабилизатор удерживался в корпусе авиабомбы перемычками металла. Научно-техническим журналом ВВС № 0130 в 1939 г. АО-2,5сч первого варианта (чертеж 3-0570) приняли на вооружение и присвоили индекс ВВС – 7-О-112.




В ходе массового производства АО-2,5сч на Подольском механическом заводе НКОМ изменили конструкцию стабилизатора, несколько упростив технологию изготовления бомб. С этими изменениями заводчанам разрешили изготовить опытную серию АО-2,5сч. По-видимому, в ВВС авторитет изготовителей был очень высок – еще до окончания испытаний новым авиабомбам уже присвоили номер чертежа 3-0620, а боеприпасы предыдущего чертежа 3-0570 заранее сняли с производства, хотя практически никаких разительных отличий АО-2,5сч обеих моделей не имели.

В 1940 г. авиабомбы АО-2,5сч поступили в массовое производство, и их начали изготавливать сразу на заводах нескольких наркоматов. В ходе освоения и налаживания массового выпуска АО-2,5сч выяснилось, что длина резьбы очка под взрыватель намного превышает необходимую, стабилизатор недостаточно жесток и требует дополнительной правки на снаряжательных заводах. Кроме того, в технических условиях на приемку авиабомб не было ни слова о пределах «разностенности» литых корпусов, а требования по их очистке от ржавчины и предохранению от коррозии были явно недостаточными.

В 1940 г. на технической конференции представители «заводов-изготовителей корпусов авиабомб из сталистого чугуна» обсудили проблемы производства и уточнили типовой технологический процесс. По итогам совещания все конструктивные и технологические изменения утвердили постановлением Научно-технического журнала ВВС № 094 от 1940 г., присвоив модернизированной АО-2,5сч номер чертежа 3-0685. Ранее утвержденные авиабомбы чертежей 3-0620а, 3-0645, 3-639, даже те, производство которых было приостановлено, теперь окончательно прекратили выпускать.

Снаряжали авиабомбы АО-2,5сч методом шнекования (механизированной набивкой) прямо в корпуса и раздельным методом (в картонные футляры), используя ВВ различных рецептур. Поскольку боеприпасы такого калибра в основном применяли из многоразовых кассет (КМБ штурмовиков Ил-2 и пикирующих бомбардировщиков Пе-2) и сбрасываемых кассетных боеприпасов типа РРАБ-3, их зачастую окончательно снаряжали взрывателями без крыльчаток – АМ-А б/в.

Характеристики:

АО-2,5сч из корпуса 45-мм снаряда из сталистого чугуна

Длина (без взрывателя) – 373 - 378 мм.
Диаметр корпуса – 52 мм.
Размах оперения – 60 мм.
Масса авиабомбы без взрывателя – 2,87 кг.
Масса ВВ – 0,1 кг.
Тип взрывателя: АМ-Аб/в, АМ-А, АМ-1.

АО-2,5 из стальных корпусов 45-мм снарядов (штатная АО-2,5-2 обр. 1940 г.)

Длина (без взрывателя) – 363 - 371 мм.
Диаметр корпуса – 45 мм.
Размах оперения – 61 мм.
Масса авиабомбы без взрывателя – 2,09 кг.
Масса ВВ – 0,12 кг.
Тип взрывателя: АМ-А, АГМ-1к/д, АВШ.

Источники:

1. Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
2. Широкорад А. Б. Вооружение советской авиации 1941-1991.

Комментариев нет:

Отправить комментарий