рекомендации

понедельник, 11 октября 2021 г.

Самолет РЭБ General Dynamics–Grumman EF-111A Raven


General Dynamics-Grumman EF-111A Raven - самолет радиоэлектронной борьбы, разработанный для замены EB-66 в ВВС США. Его экипажи и обслуживающий персонал часто называли его «Spark-Vark», по прозвищу F-111 «Aardvark».

В 1974 году ВВС США заключили контракт с Grumman на преобразование части самолетов General Dynamics F-111A в самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ). ВВС США рассматривали возможность использования самолетов Grumman EA-6B Prowler ВМС/корпуса морской пехоты, но хотели самолет со сверхзвуковой скоростью. EF-111 поступил на вооружение в 1983 году и прослужил до 1998 года.

Конструкция и разработка

В конце 1960-х годов ВВС США попытались заменить устаревшие самолеты радиоэлектронной борьбы EB-66 и EB-57. Военно-воздушные силы изучали использование EA-6B Prowler в 1967–1968 гг. Тем не менее, ВВС хотели создать самолет РЭБ со сверхзвуковой скоростью, и в 1972 году, в качестве экономичного варианта, решили модифицировать F-111A в самолет радиоэлектронной борьбы.

В январе 1974 года ВВС заключили контракты на исследования в области радиоэлектронной борьбы с компаниями Grumman и General Dynamics. Grumman был выбран в качестве генерального подрядчика EF-111 в декабре 1974 года, а затем получил контракт на модификацию двух F-111A в прототипы EF-111 в январе 1975 года. Первая полностью оборудованная модель, известная тогда как «Electric Fox», поднялась в воздух 10 марта 1977 года. Всего было переоборудовано 42 планера общей стоимостью 1,5 миллиарда долларов США. Первые EF-111 были развернуты в ноябре 1981 года в 388-й тактической эскадрилье РЭБ на авиабазе Маунтин-Хоум, штат Айдахо. Последний самолет был доставлен в 1985 году.


EF-111A Raven на переднем плане с установленной в хвостовой части приемной капсулой и установленной снизу передающей капсулой, в сопровождении F-111F.

Raven сохранил навигационные системы F-111A с обновленным радаром AN/APQ-160, в первую очередь для наземного картографирования. Однако главной особенностью Raven была система постановки помех AN/ALQ-99E, разработанная на базе ALQ-99 ВМС для Prowler. Самолет также использовал ALR-62 Countermeasures Receiving System (CRS) в качестве системы предупреждения (RHAW), ту же систему, что и все модели истребителей-бомбардировщиков F-111 в США и Австралии. Основная электроника ALQ-99E была установлена ​​в оружейном отсеке, а передатчики были установлены в подфюзеляжном обтекателе «каноэ» длиной 4,9 м, вся установка весила около 2700 кг. Ресиверы устанавливались в гондоле со стабилизатором, или «футбольном мяче», аналогичном таковому у EA-6B. Для поддержки этого оборудования потребовалось провести масштабную модернизацию электрических систем и систем охлаждения самолета. Кабина также была перестроена: все пилотажные и навигационные дисплеи были перемещены в сторону пилота, а органы управления полетом, кроме дроссельных заслонок, были удалены с другого сиденья, где были установлены приборы и органы управления офицера радиоэлектронной борьбы.

EF-111 был безоружен. Его скорость и ускорение были его основными средствами самообороны. Он не был способен запускать противорадиационные ракеты в роли подавления противовоздушной обороны противника (SEAD), что было тактическим ограничением. В 1986 году двигатели Raven были модернизированы до более мощных TF30-P-9 модели D с тягой 53 кН и 87 кН на форсаже. С 1987 по 1994 год "Spark 'Vark" прошел программу модернизации авионики (AMP), аналогичную программе Pacer Strike для F-модели. Был добавлен двойной кольцевой лазерный гироскоп AN/ASN-41 INS, доплеровский радар AN/APN-218 и обновленный радар отслеживания местности AN/APQ-146. В кабинах экипажа были установлены многофункциональные дисплеи.

История службы

EF-111A достиг первоначальной боевой готовности в 1983 году. EF-111A получил официальное популярное название Raven, хотя в войсках он получил прозвище «Spark 'Vark». Впервые EF-111 использовались в боевых действиях 20-го тактического авиационного крыла ВВС во время операции «Каньон Эльдорадо» против Ливии в 1986 году и операции «Правое дело» в Панаме в конце 1989 года.


«Raven» участвовал в войне в Персидском заливе во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 17 января 1991 года экипаж ВВС США EF-111, состоящий из капитана Джеймса Дентона и капитана Брента Брэнтона, неофициально уничтожил иракский «Dassault Mirage F1», который в результате маневрирования врезался в землю, что делает его единственным членом семейства F-111/FB-111/EF-111, который одержал победу в воздухе над другим самолетом. Однако недавняя статья поставила это под сомнение, поскольку единственный иракский Mirage F1, находившийся в воздухе той ночью, благополучно вернулся на базу. Его пилот сообщил, что он сбил EF-111, тот же EF-111, который разбился позже 13 февраля 1991 года.

Ни один самолет Коалиции не погиб в результате попадания ракеты с радиолокационным наведением во время «Бури в пустыне», когда самолеты находились под прикрытием EF-111 Raven.

13 февраля 1991 г. EF-111A, AF Ser. № 66-0023, позывной Ratchet 75, врезался в землю при маневрировании, чтобы избежать предполагаемой угрозы. Погибли пилот, капитан Дуглас Л. Брэдт, и оператор РЭБ, капитан Пол Р. Эйхенлауб. Это был единственный EF-111A, потерянный в ходе боевых действий, единственная потеря, в результате которой погиб экипаж, и один из трех EF-111, потерянных во время эксплуатации самолета. Однако сейчас оспаривается, присутствовал ли враг в воздухе в то время, поскольку два F-15E наблюдали, как Ratchet 75 совершил резкие маневры уклонения и врезался в землю, при этом в районе не было вражеских самолетов.


EF-111 были развернуты на авиабазе Авиано в Италии для поддержки операции Deliberate Force в середине 1990-х годов. «Raven» также участвовал в операциях Provide Comfort, Northern Watch и Southern Watch.

Последним подразделением Raven был отряд EF-111, дислоцированный на авиабазе Al Kharj/Prince Sultan в Саудовской Аравии до апреля 1998 года. Вскоре после этого ВВС США начали вывод из эксплуатации последних EF-111A и поместили их на хранение в Центр технического обслуживания и восстановления аэрокосмической техники (AMARC) на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона. Последние EF-111 были списаны 2 мая 1998 года на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико. Это были последние F-111 ВВС США на вооружении.

Производитель General Dynamics, конверсия Grumman
Первый полет 10 марта 1977 г.
Принятие на вооружение - 1983 г.
Снят с вооружения в 1998 г.
Количество построенных самолетов - 42.
Разработан на базе General Dynamics F-111 Aardvark

Технические характеристики (EF-111A)

Экипаж: два человека (пилот и офицер радиоэлектронной борьбы).
Длина: 23,17 м
Размах крыла: 19,2 м.
Высота: 6,1 м.
Площадь крыла: 61,07 м2.
Масса пустого самолета: 25 072 кг.
Снаряженная масса: 31 751 кг.
Максимальная взлетная масса: 40 370 кг.
Силовая установка: первоначально 2 × Pratt & Whitney TF30-P-3, позже модернизированные до ТРДД TF30-P-9 с форсажной камерой, тягой 87 кН каждый.
Максимальная скорость: 2350 км/ч (2,2М),
Дальность полета: 3220 км.
Перегоночная дальность: 6110 км.
Практический потолок: 13 715 м.
Скороподъемность: 55,8 м/с.
Тяговооруженность: 0,598.

Комментариев нет:

Отправить комментарий