После серии террористических атак на граждан США и Израиля и их интересы в Европе и на Ближнем Востоке в 1985 году, США начали подготовку к войне с Ливией. США фактически заявили, что ливийский лидер Муаммар Каддафи был причастен к этим действиям благодаря своей поддержке предполагаемого преступника, палестинского террориста Абу Нидаля.
В течение января 1986 года ВМС США сосредоточили большую оперативную группу в центральной части Средиземного моря в рамках операции Attain Document I. Первоначально имея в наличии только авианосец USS Saratoga (CV-60), американцы не хотели начинать полномасштабную операцию. Вместо этого они проверили время реакции ливийской ПВО. После перерыва в несколько недель 12 февраля 1986 года ВМС США вернулись в воды Ливии для проведения операции «Attain Document II». В ходе этих четырехдневных учений американский самолет должен был приближаться к воздушному пространству, на которое претендует Ливия, но не вторгаться в него: командиры ВМС США хотели показать своим пилотам «подлинных» МиГов, которых они изучали в течение многих лет, и потренироваться действовать против них.
Как и в 1981 году, F-14A Tomcat из VF-74 и VF-102 обычно были вооружены AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder в дополнение к их 20-мм пушкам. Они действовали как перехватчики. Кроме того, к берегам Ливии прибыл USS Coral Sea (CV-43) с четырьмя эскадрильями новейших McDonnell Douglas F/A-18A Hornet. Эти многоцелевые истребители были вооружены AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder, а также 20-мм пушкой: будучи меньше и медленнее, чем F-14A, они оказались гораздо более маневренными. Оба типа всегда поддерживались Grumman E-2C Hawkeye: эти самолеты ДРЛО превосходно засекали истребители ВВС Ливии (LAAF) почти сразу после того, как они поднимались в воздух, и обеспечивали ситуационную осведомленность экипажей F-14 и F/A-18A. Как вспоминает в книге Тома Купера "MiG-23 Flogger in the Middle East: Mikoyan i Gurevich Mig-23 in Service in Algeria, Egypt, Iraq, Libya and Syria, 1973-2018" Абдул Хассан, бывший пилот МиГ-21МФ из эскадрильи №1060:
«Было то же, что и в 1981 году. Получили приказ искать одну цель, полетели туда - и ничего не нашли. Потом позади нас появились два F-14. Хотя Советы сказали нам, что МиГ-23 может опередить F-14 на определенной скорости, это оказалось невозможным. Мы не смогли их перехитрить и решили вернуться на нашу базу… »
При этом 1023-я эскадрилья, базирующаяся в Митиге и оснащенная новыми МиГ-23МЛ, успешно боролась с американцами, как вспоминает другой бывший ливийский пилот МиГ-23, Абдельмаджид Тайари:
«Во второй половине дня 12 февраля 1986 года три МиГ-23МЛД из 1023-й эскадрильи атаковали пару F/A-18 «Хорнет» над международными водами к северо-востоку от Триполи. Они явно переиграли американцев и заняли выигрышную позицию. Хорнеты были вынуждены выйти из боя и бежать. После этого мы все были в восторге от наших новых истребителей и с нетерпением ждали новых встреч».
Таяри получил возможность доказать свои навыки на следующее утро - когда он в полной мере использовал новые возможности своего самолета:
«13 февраля 1986 года я был командиром пары МиГ-23МЛД, поднятой для перехвата пары F-14, летевших примерно в 170 километрах к северо-западу от Бенины. Каждый наш самолет был вооружен одной Р-24Р, одной Р-24Т, четырьмя Р-60МК и полным боекомплектом к 23-мм пушке. Перед взлетом меня проинструктировали ожидать четырех «Томкатов»: два на средней высоте, четко видимые на нашем радаре, и два на малой высоте, невидимые для наших радаров и ожидающие в засаде. Диспетчер направил нас на перехват пары, летящей на средней высоте, и мы подошли к ним в лоб.
«Мой ведомый и я летели на высоте 3000 метров: Томкэты были немного выше, на высоте 4000 метров. Я получил радиолокационный контакт с дальности примерно 45 километров и запросил разрешение на вступление в бой. Диспетчеру потребовалось некоторое время, чтобы отреагировать, но затем он дал подтверждение, когда у меня уже был визуальный контакт с ними - на расстоянии около 25 километров. В данный момент цели перестали приближаться: я поддерживал радиолокационный контакт с ними, и мои ракеты Р-24Р были готовы к стрельбе, они были почти в пределах досягаемости моей Р-24Р, но они отвернули. Вдруг диспетчер закричал по радио: «две цели у вас на 6 часах!».
«Я повернул голову, чтобы проверить это сообщение, и достаточно отчетливо увидел два F-14, примерно на 1,5–2 километра позади нас. Я скомандовал своему ведомому дать полный форсаж и резко отвернул. Моя скорость была все еще высокой, 800-900 км/ч, когда я повернул налево, к цели, с перегрузкой 5-6 g, намереваясь стряхнуть их с хвоста. Мой обратный маневр был настолько сложным, что мой ведомый промахнулся, в то время как я приблизился к F-14 практически вплотную. Безусловно, американцы были удивлены: они не ожидали такого сложного маневра и не были готовы к моей реакции. К тому времени, как они проснулись, они потеряли свое преимущество, в то время как мой ведомый повернулся назад и занял выгодное положение позади меня и Томкэтов. Но они были высококвалифицированными пилотами: они знали, что делать.
«По мере того, как я продолжал разворачиваться по направлению к двум томкэтам, мой взгляд фокусировался на их задней части, пока я не получил то, что хотел! Я заметил, что томкэты смещаются наружу, а затем сильно дернул носом, потянув с перегрузкой 7 g, с РУДом на холостом ходу. Я выполнил бочку с большой перегрузкой, во время которой моя скорость очень быстро снизилась до 350 км/ч. Затем я перевел РУД на полную мощность, пока мой самолет прошел вертикаль, и нацелился на томкэты, все еще находясь в перевернутом положении. Оба пилота Tomcat были фантастическими: они следовали за моим маневром, и мы встретились наверху, в пределах 30 метров друг от друга, слишком близко для комфорта!
«Я прервал бочку и пошел на маневр ножницами (или на малой скорости "йо-йо"): я знал, что у меня есть преимущество, потому что МиГ-23МЛД лучше летает в этом положении. Таким образом, мы начали повороты «ножницами» навстречу друг другу, на очень низкой скорости: она была ниже 300 км/ч, все еще на полной мощности, с максимальным углом атаки. «Встряхиватель» в моей ручке управления начал работать, сообщая мне, что мой самолет находится на краю сваливания и вращается. Я был между двумя F-14, всего на два метра ниже, почти на одной линии. Наша позиция была равной, за исключением того, что мой ведомый был позади и выше всех нас, в хорошей позиции, чтобы поразить американцев, если это будет необходимо. Только наш диспетчер кричал по рации, приказывая нам выйти из боя и вернуться на базу. Я ответил: "Еще нет… не на этом этапе!"
«Пилотов F-14 наверняка удивили управляемость и большой угол атаки моего МиГ-23МЛД. И, конечно же, моя скорость снизилась до 230 км/ч! Напомним, что согласно руководству по летной эксплуатации минимальная скорость маневрирования для МиГ-23МЛД при положении крыла 45 градусов составляет 450 км/ч!
Во время второго маневра ножницами я заметил, что ведущий F-14 попытался задействовать форсаж. Это было очень опасное мероприятие при такой скорости и таком положении: большой белый шар вылетел из одного из сопел его двигателя, а это означало, что в его камере сгорания было больше топлива, чем воздуха. Для меня это был хороший знак: он столкнулся с риском помпажа двигателя только для того, чтобы набрать несколько дополнительных узлов скорости.
Теперь речь шла о том, чтобы один из нас первым заставил оппонента опустить нос. На тот момент я знал, что МиГ-23МЛД имеет два преимущества перед F-14: он легче, а это значит, что у него меньше инерция, и его тяговооруженность выше. Таким образом, я продолжил через третьи, а затем четвертые ножницы. Ситуация оставалась очень критической: это была действительно рискованная схватка между пятью людьми на трех самолетах, и до сих пор я с особым уважением отношусь к этим пилотам F-14.
После четвертых ножниц я получил то, что хочу: томкэты больше не могли удерживать свою позицию и решили опустить носы. Я был так счастлив, как никогда раньше, но мое счастье длилось недолго. Они оба совершили невероятный маневр, который остается в моей памяти до сих пор. Представьте себе, они опустили нос на очень низкой скорости, а затем развернулись почти на месте, прямо на меня, всего в 100 метрах от моего самолета!
«Я не рискнул совершить тот же маневр, но, тем не менее, последовал за ними: я сильно толкнул свой самолет, набрал некоторую скорость, затем плавно повернул вправо и впервые проверил индикатор уровня топлива с начала этого боя. У меня осталось 1700 литров топлива, что на таком расстоянии от Бенины было слишком мало. Теперь у меня были серьезные неприятности. Все еще снижаясь, я увидел два других F-14, приближающихся на очень высокой скорости, чтобы поддержать свою другую пару. Они прошли метров в 50 ниже моего носа.
Я позвал своего ведомого присоединиться, выровнял свой самолет, выставил крылья в положение 16 градусов и развернулся в направлении моей базы, сохраняя при этом лучшую крейсерскую скорость, чтобы увеличить дальность полета. Томкэты воспользовались преимуществом и пролетели позади меня на некотором расстоянии. Затем они повернули назад, прежде чем мы снова вошли в воздушное пространство Ливии. У меня только что был лучший воздушный бой в моей жизни!
Комментариев нет:
Отправить комментарий