HMCS Bonaventure - авианосец класса Majestic, третий и последний авианосец Канады. Авианосец был первоначально заказан британским Королевским флотом как HMS Powerful во время Второй мировой войны. После окончания войны, строительство корабля было остановлено, и только в 1952 году работы начались снова, на этот раз с измененной конструкцией для Королевского флота Канады. Корабль поступил на вооружение в 1957 году и был переименован в Bonaventure, и до его вывода из эксплуатации в 1970 году он участвовал в крупных патрулях флота НАТО в море и военно-морских учениях и участвовал в кубинском ракетном кризисе. За свою карьеру Bonaventure носил три идентификационных номера корпуса: RML 22, RRSM 22 и CVL 22. После вывода из эксплуатации Bonaventure был продан на металлолом и разобран на Тайване.
Описание
Первоначально корабль был заложен как HMS Powerful во время Второй мировой войны, строительство корабля было остановлено после окончания войны. Powerful был приобретен Королевским канадским флотом в 1952 году, а корпус был доставлен на верфь Harland & Wolff в Белфасте, Северная Ирландия, для завершения модернизации. Длина судна составляла 214,6 м, максимальная ширина - 39 м, а осадка - 7,6 м. Корабль имел стандартное водоизмещение 16 257 тонн и 20 321 тонн при полной загрузке. Bonaventure приводился в движение двумя паровыми турбинами с редуктором, приводящими в движение два вала, питаемые паром от четырех котлов Admiralty, мощностью в 40000 лошадиных сил. Давление пара составляло 21 кгс/см2. Авианосец имел максимальную скорость 24,5 узла (45,4 км/ч), запас топлива составлял 3251 т мазута.
Корабль имел экипаж из 1370 человек. Авианосец был вооружен четырьмя 76 мм 50 калиберными спаренными установками Mk 33 четырьмя одиночными 3-фунтовыми салютными пушками. Bonaventure внешне отличался от однотипных кораблей, так как у него была высокая решетчатая мачта и большой спонсон, где находились 76-мм орудия. Bonaventure была укомплектован американской электроникой, в частности, высотомером SPS-8A и поисковым радиолокатором SPS-12.
Авиагруппа
Banshee над Bonaventure в конце 50-х годов.
Как часть модернизации, Bonaventure был оснащен тремя относительно новыми технологиями, связанными с его авиагруппой. Конструкция авианосцев класса Majestic позволяла использовать более тяжелые самолеты - до 9 100 кг, совершающие посадку со скоростью 161 км/ч. На Bonaventure максимальная масса самолетов была повышена до 11 000 кг. Подъемники самолетов были увеличены до размеров 16×10 м для размещения более крупных самолетов. Новая конструкция также включала расположенную под углом полетную палубу, паровые катапульты и оптическую систему посадки. Расположенная под углом полетная палуба увеличила посадочную длину, не ограничивая места для стоянки самолетов, и позволила убрать устаревшие барьеры.
Во время службы Bonaventure нес пять эскадрилий. Первоначальная авиагруппа авианосца состояла из шестнадцати реактивных истребителей McDonnell F2H Banshee и восьми самолетов ПЛО Grumman CS2F Tracker.
Banshee были практически на пределе по размерам, и Bonaventure едва мог их разместить. Трекеры не были полностью работоспособными на борту до 1959 года. Несмотря на это, Bonaventure проводил непрерывные круглосуточные операции, постоянно удерживая в воздухе четыре CS2F и два вертолета Sikorsky HO4S, одновременно следя за площадью в 690 квадратных километров. HO4S были оснащены погружным гидролокатором и, начиная с 1958 года, торпедами Mark 43. Banshee были удалены в 1962 году, но не были заменены. Назначение корабля далее изменилось на чисто противолодочное, а в авиагруппе остались восемь CS2F, и количество HO4S увеличилось до четырнадцати. В 1963 году началось переоборудование авианосца, чтобы позволить ему использовать новые вертолеты Sikorsky CHSS-2 Sea King, которыми планировалось заменить HO4S.
История
Постройка
Британское правительство заказало второй корпус авианосца, который позже станет классом Majestic, 16 октября 1942 года, после открытия дока на верфи Harland & Wolff в Белфасте, Северная Ирландия. Киль авианосца был заложен 21 ноября 1943 года на верфи № 1229, и британское Адмиралтейство выбрало для корабля название «Powerful» . Powerful был спущен на воду 27 февраля 1945 года. Работы были приостановлены в мае 1946 года после окончания Второй мировой войны, а корпус был оставлен незавершенным в Белфасте.
В 1952 году Королевский военно-морской флот Канады хотел заменить свой авианосец HMCS Magnificent. 23 апреля правительство Канады санкционировало расходы в размере 21 млн. долл. США на приобретение Powerful. Королевскому канадскому флоту также был предложен авианосец класса «Гермес», но его посчитали слишком дорогим, два авианосца класса «Эссекс», предоставленные в аренду военно-морским флотом США, также считались слишком дорогими. Выбор Powerful был сделан из соображений стоимости, а также из-за финансовой поддержки Соединенного Королевства. Соглашение о покупке Powerful было достигнуто 29 ноября. Работы над Powerful возобновились, на этот раз с модернизацией конструкции, включающей последние разработки в области эксплуатации самолетов, такие как угловая палуба и паровые катапульты. Изменения в конструкции обошлись еще в 10 миллионов долларов. Другими изменениями были американский радар и вооружение. Строительство было завершено 17 января 1957 года, судно было введено в эксплуатацию и переименовано в Bonaventure. Судно было крещено женой канадского министра национальной обороны Ральфа Кэмпни.
Служба
Bonaventure был назван в честь острова Bonaventure, птичьего заповедника в заливе Святого Лаврентия, и был первым авианосцем, принадлежащим Канаде. Первоначально перед ним была поставлена задача защиты торговли. В марте 1957 года авианосец начал испытания в Английском канале со своими самолетами. Bonaventure отплыл в Канаду 19 июня и прибыл в свой порт приписки Галифакс, Новая Шотландия, 26 июня, неся на своей летной палубе экспериментальный катер на подводных крыльях Bras d'Or.
В октябре авианосец начал дальнейшие испытания в Карибском море с авиационной группой, состоящей из эскадрилий VF 870 (Banshee), VS 881 (Tracker) и одного вертолета HO4S, которые продолжались до начала 1958 года. Они включали совместные операции с британским авианосцем HMS Bulwark. 2 октября был потерян в море истребитель Banshee, летевший с Bonaventure на военно-морскую авиабазу Shearwater. В результате поисков не было найдено ни самолета, ни пилота. 25 февраля 1958 года Banshee упал в море после взлета, пилот погиб. 4 марта Banshee потерпел еще одну аварию, когда самолет совершил нормальную посадку на палубу, но отказ тормоза привел к падению истребителя за борт, пилот погиб.
Позже в том же году Bonaventure участвовал в военно-морских учениях New Broom IX и Sharp Squall IV. Во время Sharp Squall IV Banshee был потерян во время взлета. На этот раз пилот был обнаружен эсминцем HMCS Athabaskan. В ноябре 1958 года, работая на Grand Banks of Newfoundland, Bonaventure и его сопровождение вступили в контакт с подводной лодкой ВМФ СССР, патрулируя вокруг группы русских рыболовных траулеров. Авианосец закончил год визитом в Великобританию, а затем перешел на ремонт в Сент-Джон, Нью-Брансуик.
HMCS Bonaventure с кормы, фотография сделана в октябре 1957 г.
В 1960 году НАТО реорганизовала свою оборону в Северной Атлантике, и канадский вклад в новый план был сосредоточен вокруг группы охотников за подводными лодками, возглавляемой Bonaventure. Авианосец вновь присоединился к флоту в ноябре 1960 года, с эскадрильей VF 870 (Banshee), VS 880 (Tracker) и HS 50 (HO4S). Начиная с февраля 1961 года, Bonaventure принял участие в военно-морских учениях Toput Droit, далее в летних учениях с Атлантическим флотом США и дальнейших военно-морских учениях в октябре. 30 сентября 1962 года Канада сняла с вооружения истребители Banshee, и роль Bonaventure изменилась на чисто противолодочную. Авиационная группа тогда состояла исключительно из эскадрилий VS 880 и HS 50.
13 октября 1962 года, в начале кубинского ракетного кризиса, Bonaventure и 1-я канадская эскортная эскадра находились в территориальных водах Соединенного Королевства. По мере углубления кризиса Bonaventure и ее сопровождение были отозваны в Канаду. Корабль вернулся в порт приписки после кризиса, и в январе 1963 года начался ремонт в Сент-Джонсе. Во время переоборудования корабль был модифицирован для эксплуатации вертолетов Sea King. Авианосец присоединился к флоту в мае, но в порту в Галифаксе произошел взрыв котла. Ремонт занял шесть недель. В том же году Bonaventure принял участие в военно-морских учениях Sharp Squall, а в сентябре принял участие в испытаниях средств ПЛО на рубеже Гренландия-Исландия. За этим последовали совместные операции с авианосцем HNLMS Karel Doorman.
По оценкам ВМС, для продления службы авианосца в 1964 году требовался капитальный ремонт. В то время как канадский военно-морской совет планировал предстоящее переоборудование авианосца, Bonaventure участвовал в военно-морских учениях Gooey Duck, и в феврале отплыл в Средиземное море. Там Bonaventure был отозван в Канаду для отправки солдат 22-го канадского королевского полка для службы в миротворческих частях ООН. 95 солдат, 54 транспортных средства и 400 тонн складов, были загружены на борт авианосца, и 30 марта корабль выгрузил их в Фамагусте, Кипр. Затем Bonaventure вернулся в Канаду, прежде чем отправиться в Норфолк, штат Вирджиния, для испытаний A-4 Skyhawk, возможной замены Banshee. Однако Skyhawk не были куплены из-за финансовых соображений. В декабре Bonaventure начал морские испытания с вертолетом Sea King.
В январе 1965 года авиационная группа Bonaventure состояла из VS 880 (Tracker), HS 50 (Sea King), HO4S из эскадрильи HU 21 и COD Tracker из эскадрильи VU 32. С февраля по март 1965 года Bonaventure принимал участие в военно-морских учениях, а в мае посетил Великобританию. В июне Bonaventure посетил Объединенную противолодочную школу в Лондондерри и принял участие в совместных операциях с HMS Ark Royal и HNLMS Karel Doorman. В январе следующего года Bonaventure вместе с шестью эскортными кораблями принял участие в крупнейших канадских военно-морской учениях в Карибском море и водах Южной Америки. Во время учений корабль в феврале посетил Рио-де-Жанейро, а в марте вернулся в Галифакс.
Начиная с апреля 1966 года, началось переоборудование авианосца на верфи Davie Shipbuilding в Лозоне, Квебек. Первоначальная оценка стоимости ремонта составила 8 миллионов долларов. Однако во время ремонта были обнаружены многочисленные проблемы, которые присутствовали с момента постройки, что привело к перерасходу средств и задержкам. В итоге ремонт занял 18 месяцев и обошелся в 17 миллионов долларов. Ремонт был завершен в августе 1967 года. Bonaventure вернулся на флот в ноябре 1967 года с новым командиром капитаном Р. Х. Фолсом, который принял командование 21 ноября 1966 года.
После Объединения канадских сил в 1968 году Королевский флот Канады прекратил свое существование, а Bonaventure и военно-морская авиация были объединены с остальными вооруженными силами Канады, и военно-морская авиация более не находилась под юрисдикцией флота. В феврале 1968 года Bonaventure принял участие в военно-морских учениях, во время которых Sea King сел на воду. Экипаж и вертолет были спасены. В марте корабль посетил Новый Орлеан, штат Луизиана, а затем провел следующие два месяца в военных учениях. В 1969 году он провел учения с ВМС США и участвовал в военно-морских учениях Peace Keeper у берегов Ирландии. Bonaventure посетил Портсмут перед тем, как отплыть в Канаду 22 октября 1969 года. Поскольку канадские военные стремились сократить расходы, Bonaventure был признан излишним для флота.
В январе 1970 года авианосец (без самолетов) был отправлен для перевозки войск Королевского 22-го полка на Ямайку для учений. В феврале Bonaventure использовался в качестве заправщика для пополнения запасов топлива фрегатов, участвующих в учениях Maple Spring. Во время этой операции на борту Bonaventure было шесть Sea Kings из HS 50. В апреле корабль был отправлен для возвращения канадских войск из Нарвика, Норвегия после военных учений, и совершил последний визит в Портсмут на обратном пути в Канаду.
Bonaventure был выведен из эксплуатации в Галифаксе 3 июля 1970 года и продан для утилизации. Корабль был приобретен компанией Tung Chen S Steel Company из Тайваня на металлолом и разобран в 1971 году. Компоненты паровой катапульты Bonaventure были использованы для восстановления катапульты на австралийском авианосце HMAS Melbourne, другом авианосце класса Majestic.
Строитель: Harland & Wolff, Belfast, Northern Ireland
Заложен: 27 November 1943
Спущен на воду: 27 February 1945
Введен в эксплуатацию: 17 January 1957
Списан: 3 July 1970
Дальнейшая судьба: разобран на Тайване в 1971 году
Порт приписки: Halifax, Nova Scotia
Водоизмещение:
нормальное - 16257 т
полное - 20321 т
Длина - 215 м
Ширина - 24,4 м
Осадка - 7,5 м.
Мощность ЭУ - 40 000 л.с.
Максимальная скорость - 24,5 узла.
Оснащение РЛС:
поиска надводных целей AN/SPS-10
поиска воздушных целей AN/SPS-12
высотомер SPS-8
Вооружение:
4х2 76-мм пушек
8 40-мм пушек Bofors
Авиагруппа - 34 единицы, в том числе:
истребители McDonnell F2H-3 Banshee
самолеты ПЛО Grumman CS2F Tracker ASW
вертолеты Sikorsky HO4S ASW, Sikorsky CHSS-2 Sea King ASW
Комментариев нет:
Отправить комментарий