Военно-морские суда, в частности подводные лодки, начали использовать ядерные реакторы в качестве двигательной установки в 1954 году, когда была введена в эксплуатацию АПЛ USS Nautilus (SSN-571). Военно-морских ядерных реакторов сейчас насчитывается почти 550, атомную ДУ имеют около 360 судов. В период с 1945 по 1988 год было подтверждено 212 аварий с участием атомных судов, 49 с подводными лодками с баллистическими ракетами, 146 с подводными лодками с ударными и крылатыми ракетами, 13 с авианосцами и 6 с другими надводными кораблями с атомной энергетикой (см. таблицу 6).
В июле 1983 года, когда был опубликован доклад Дэвида Каплана, озаглавленный «Ядерный флот», ВМС США подготовили ответ, в котором они заявили, что «в истории создания военно-морского ядерного флота США никогда не было аварий с реакторами».
Это заявление повторяется ежегодно, когда военно-морской флот дает показания перед Конгрессом. Наиболее полное утверждение, которое можно было найти, было сделано в 1980 году, когда адмирал Хайман Риковер заявил:« За более чем 25 лет использования ядерных реакторов, с момента первого запуска наземного прототипа Nautilus, никогда не было аварий с военно-морскими реакторами, и никогда не было выброса радиоактивных веществ, который оказал бы значительное влияние на окружающую среду. Когда позже спросили, остается ли ситуация такой же, ВМС США выступили с таким заявлением: "На весну 1989 года ВМФ отработал более 3500 реакторных лет без аварий." В этом отчете была раскрыта авария на подводной лодке, которая указывает на то, что на флоте США произошла как минимум одна авария с ядерным реактором, которая затронула операторов.
21 апреля 1973 года на атомной подводной лодке USS Guardfish (SSN-612) произошла утечка охлаждающей жидкости, когда она находилась под водой в 370 милях к юго-юго-западу от Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон. Подводная лодка всплыла, провентилировалась, дезактивировалась и произвела ремонт без посторонней помощи. Четыре члена экипажа были помещены в военно-морской госпиталь Пьюджет-Саунд для радиоактивного мониторинга. Серьезность аварии неясна, но то, как об этом сообщается в официальном документе военно-морского флота, указывает на то, что она соответствует определению официального «несчастного случая». В СМИ никогда не сообщалось об аварии, и другие официальные документы о Guardfish не подтверждают, что произошла авария. Например, согласно бортовому журналу USS Guardfish за 21 апреля 1973 года, подводная лодка, как сообщалось, работала «как обычно под водой» в течение всего дня без происшествий. История командования Guardfish за 1973 год также не упоминает об аварии в течение года. Кроме того, военно-морской флот допускает первичную утечку теплоносителя на борту USS Nimitz (CVN-68) 11 мая 1979 года и подводной лодки USS Swordfish (SSN-579) 24 ноября 1985 года.
Сколько на самом деле произошло других аварий на ядерных реакторах, неизвестно, поскольку оценка количества «аварий» на ядерных реакторах вновь зависит от узкого определения ВМС США того, что представляет собой аварию на ядерном реакторе. Согласно одному военно-морскому регламенту, такая авария определяется как неконтролируемая критичность реактора, приводящая к повреждению активной зоны реактора или такому событию как потеря теплоносителя, которая приводит к значительному выделению продуктов деления из активной зоны реактора.
Тем не менее, ВМС США не сомневаются в том, что могут подвергнуть критике записи об авариях на советских ядерных реакторах, заявив, что имело место множество серьезных аварий. «За эти годы, - сообщал ВМС США в 1982 году, - советские атомные подводные лодки имели ряд аварий, связанных с двигательной установкой, о чем свидетельствует необходимость внешней помощи, включая буксировку». По данным ВМС США, из различных источников поступил ряд сообщений о болезнях, связанных с радиацией, и гибели членов экипажа атомных подводных лодок, особенно в более ранние годы. Сообщалось, что члены экипажей советских атомных подводных лодок получают так называемую «плату за бездетность» и специальное лечение от болезней, связанных с радиацией.
Самая серьезная авария на советском реакторе произошла с ледоколом "Ленин", который начал работу с тремя реакторами, установленными 15 сентября 1959 года. По данным ВМС США, "имеются убедительные доказательства того, что в 1960-х годах на этом корабле произошла авария, связанная с ядерным реакторам, которая привела к тому, чтобы корабль был заброшен более чем на год, прежде чем начались работы по замене трех реакторов на два». Известно также, что поломка реактора произошла на подводной лодке с баллистическими ракетами класса «Hotel» в 1961 году и в конце февраля 1972 года; на борту учебной подводной лодки класса "November" (которая затонула 12 апреля 1970 года), на подводной лодке с крылатыми ракетами "Echo II" в августе 1978 года, класса "Echo" в августе 1980 года, и на ледоколе "Россия" в ноябре 1988 года.
Записи об авариях на кораблях других ядерных держав еще менее известны. С учетом всего лишь нескольких атомных подводных лодок по сравнению с США и Советским Союзом число аварий, как предполагается, должно быть меньше. Королевский военно-морской флот утверждает, что имеет такой же «безупречный» рекорд, как и военно-морской флот США. Тем не менее, согласно внутренней статистике Королевского флота, в период с 1962 по 1978 год было 712 «инцидентов» с ядерными энергетическими реакторами на британских подводных лодках. Из первых 435 сообщенных инцидентов 205 были вызваны механическими проблемами, 107 ошибками оператора и 123 электрическими неисправностями.
Таблица 6: Инциденты с кораблями и подводными лодками с ядерными реакторами, 1954 – 1988 гг
Год
|
Ракетные подводные лодки
|
Торпедные ПЛ и с крылатыми ракетами
|
Авианосцы
|
Другие надводные корабли
|
Всего
|
19XX
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
1954
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1955
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1956
|
0
|
4
|
0
|
0
|
4
|
1957
|
0
|
2
|
0
|
0
|
2
|
1958
|
0
|
3
|
0
|
0
|
3
|
1959
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
1960
|
0
|
7
|
0
|
0
|
7
|
1961
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
1962
|
2
|
5
|
0
|
0
|
7
|
1963
|
2
|
4
|
2
|
0
|
8
|
1964
|
1
|
1
|
0
|
0
|
2
|
1965
|
1
|
6
|
0
|
0
|
7
|
1966
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
1967
|
3
|
4
|
0
|
0
|
7
|
1968
|
4
|
7
|
0
|
0
|
11
|
1969
|
1
|
2
|
1
|
0
|
4
|
1970
|
2
|
6
|
0
|
0
|
8
|
1971
|
3
|
3
|
0
|
0
|
6
|
1972
|
3
|
5
|
0
|
0
|
8
|
1973
|
0
|
7
|
0
|
0
|
7
|
1974
|
4
|
5
|
1
|
0
|
10
|
1975
|
0
|
5
|
0
|
1
|
6
|
1976
|
1
|
7
|
1
|
0
|
9
|
1977
|
2
|
6
|
0
|
2
|
10
|
1978
|
0
|
4
|
0
|
0
|
4
|
1979
|
5
|
3
|
2
|
1
|
11
|
1980
|
0
|
5
|
0
|
0
|
5
|
1981
|
1
|
7
|
1
|
0
|
9
|
1982
|
1
|
6
|
0
|
0
|
7
|
1983
|
1
|
4
|
1
|
2
|
8
|
1984
|
2
|
5
|
0
|
0
|
7
|
1985
|
1
|
2
|
1
|
0
|
4
|
1986
|
3
|
4
|
1
|
0
|
8
|
1987
|
4
|
4
|
0
|
0
|
8
|
1988
|
1
|
4
|
2
|
0
|
7
|
Всего:
|
50
|
151
|
13
|
6
|
220
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий