рекомендации

четверг, 22 октября 2020 г.

Самонаводящаяся торпеда Yu-4


Торпеда Yu-4 является китайской копией советской торпеды с акустическим самонаведением САЭТ-50. Торпеда Yu-4 часто ошибочно объявляется многими источниками как китайская версия акустической самонаводящейся торпеды САЭТ-60, но в СССР ее приняли на вооружение только в 1961 году, к тому времени отношения между Советским Союзом и Китаем уже ухудшилось, и Китай не получал никакой технической информации по торпеде САЭТ-60. Предыстория создания торпеды Yu-4 идентична торпедам Yu-1 и Yu-2.

История

В августе 1958 года заместитель начальника штаба НОАК Чжан Айпин и заместитель главнокомандующего флотом Ло Шуньчу возглавили военную делегацию, посетившую Советский Союз, они подписали соглашение о производстве трех типов советских торпед в Китае. Однако по сравнению с другими военными программами, каждая из которых включала десятки или даже сотни советских советников, Советский Союз не придавал слишком большого значения торпедной программе: общее количество советских советников, первоначально отправленных в Китай для всех его торпедных программ, составляло всего пять человек. Советский Союз быстро доставил образцы и техническую информацию о трех типах торпед в Китай, как и было обещано. Два советских советника были назначены для оказания помощи Китаю в производстве торпед с реактивным двигателем РАТ-52 на заводе № 123, в то время как другим было поручено обучать Китай производству торпед с кислородным двигателем и акустических самонаводящихся торпед САЭТ-50. В июле 1960 года были построены первые два образца реактивных торпед китайского производства. Также была доработана электрическая силовая установка Type 920 и электроника пассивной акустической самонаводящейся торпеды с электрическим приводом, освоены основные технологии торпед на сжатом кислороде.

Все выглядело хорошо, но последующий советско-китайский раскол положил конец многообещающему будущему: с 28 июля по 1 сентября 1960 года бывший Советский Союз быстро отозвал всех своих советников из Китая. Проблема усугублялась другими внутренними политическими потрясениями, такими как «Большой скачок», которые еще больше препятствовали китайской разработке торпед. В 1962 году фельдмаршал Не Ронгчжэнь приказал сосредоточить все ресурсы на достижении цели - выставить «две лодки и торпеду» (две лодки: торпедный катер и подводная лодка, торпеда: тяжелая торпеда диаметром 533 мм). В июле 1962 года исследователи 705-го института пришли к выводу, что, несмотря на наличие образцов и конструкторских чертежей, торпеды на сжатом кислороде были небезопасными и после многочисленных случайных взрывов они редко использовались советским флотом, и китайский флот также не был доволен кислородными торпедами. Вместо этого китайские исследователи рекомендовали торпеду с парогазовым двигателем, и в следующем годубыл издан приказ сначала разработать торпеду с парогазовым двигателем, а затем и акустическую самонаводящуюся торпеду с электрическим приводом. Программа торпеды с электроприводом Yu-4 была приостановлена, несмотря на успешную разработку отдельных компонентов.

Разработка 

Прогресс, достигнутый в разработке торпеды Yu-3, побудил китайцев возобновить разработку торпеды Yu-4 после нескольких лет бездействия. В конце 1971 года было изготовлено 5 образцов с учетом опыта, накопленного при разработке торпеды Yu-3. Однако скорость торпеды была низкой, и другие результаты также не были удовлетворительными. Китайские исследователи решили проявить осторожность, разработав две версии: одну с пассивным акустическим наведением самонаведения, а другую - с комбинированным пассивным/активным акустическим наведением. Вариант с пассивным акустическим самонаведением начал свое развитие в середине 1960-х годов и назывался Yu-4 Jia, или иногда как Yu-4A, в то время как комбинированный вариант с активным/пассивным акустическим самонаведением начал разрабатываться в конце 1960-х годов и назывался Yu-4 Yi или Yu-4B. 

В марте 1977 года Yu-4А прошла первые испытания в океане и была признана отвечающей большинству требований. Дальнейшие испытания в сентябре 1979 года показали, что все еще имеются две проблемы: высокий уровень шума, производимый двигателем, и случайное взведение взрывателя. После того, как проблемы были устранены, в июне 1980 г. были проведены повторные испытания опытных торпед Yu-4А, которые показали, что проблемы вроде бы решены. Однако после того, как в июле 1981 года были испытаны 78 образцов торпед, выяснилось, что проблема с взрывателем все еще существует, несмотря на резкое сокращение числа случаев, и требуется больше доработок. Наконец, в декабре 1982 года все проблемы были решены и Yu-4А пошла в серийное производство, а экспортный вариант получил обозначение ЕТ31. Yu-4B, с другой стороны, столкнулась с большими трудностями, и пришлось разрабатывать новые решения, включая замену оригинального оборудования с механическим сканированием на оборудование с электронным сканированием для повышения точности установки глубины, и новый электромагнитный взрыватель. В марте 1987 года после окончательных испытаний 63 торпед Yu-4B была принята на вооружение и пошла в серийное производство.

Модернизация

Благодаря внедрению новых технологий, таких как серебряно-цинковая батарея, характеристики торпеды Yu-4 превзошли характеристики российской торпеды САЭТ-50, на которой она была основана, и достигли уровня САЭТ-50M: скорость Yu-4 увеличилась более чем на 25% до 30 узлов, даже на 1 узел быстрее, чем у САЭТ-50M, а дальность хода была увеличена на 50% до 6 км, что соответствует дальности САЭТ-50М. По этим причинам торпеда Yu-4 считается по крайней мере равной или лучше российской торпеды САЭТ-50М, преемницы торпеды САЭТ-50, и даже по некоторым параметрам сопоставимой с российской торпедой САЭТ-60. Однако дальность действия 6 км считалась слишком маленькой для современной морской войны, что привело к одной из основных модернизаций, в результате которой дальность действия увеличилась до 15 км. Как и Yu-1, торпеды Yu-4 в китайском арсенале постоянно модернизировались, в том числе обновлялись электроника и двигательная установка, и они были преобразованы в минные системы CAPTOR.

Характеристики:

Масса - 1775 кг
Длина - 7,75 м
Диаметр - 533 мм
Масса БЧ - 309 кг.
Двигатель: электрический, на серебряно-цинковой батарее.
Дальность стрельбы: 6 км при скорости 30 узлов (первая версия); 15 км при скорости 40 узлов (обновленная версия)
Система наведения: акустическая пассивная (Yu-4A) или активно/пассивная (Yu-4B)

Комментариев нет:

Отправить комментарий