Douglas GAM-87 Skybolt (AGM-48 с 1962 года) - это аэробаллистическая ракета, разработанная в США в конце 1950-х годов. Основная идея заключалась в том, чтобы позволить американским стратегическим бомбардировщикам запускать свое оружие вне пределов советской ПВО, за 1600 км от своих целей. Для этого требовалась легкая термоядерная боеголовка, изначально была выбрана W47 с ракеты Polaris, но позже перешли на W59 с ракеты Minuteman.
Великобритания присоединилась к программе Skybolt в 1960 году, намереваясь использовать ее на своих бомбардировщиках V. Когда в конструкцию ракеты была добавлена система астрокоррекции в дополнение к инерциальной навигационной системе (INS), это означало, что ракету можно было доставлять только на наружной подвеске (где система астрокоррекции могла видеть небо), а требование об соответствующем просвете при взлете ограничивало ее применение бомбардировщиком Avro Vulcan. Ряд конструктивных решений боевой части W47 привел RAF к сомнениям в ее безопасности, поэтому они намеревались использовать свои собственные боеголовки Red Snow. Эта боеголовка была более тяжелая и уменьшала дальность до 970 км, то есть бомбардировщики должны были войти в советское воздушное пространство, чтобы атаковать Москву.
Испытания начались в 1962 году и первоначально были отмечены чередой сбоев. Эти неудачи, а также отсутствие надобности в системе после успешной разработки баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) привели к закрытию программы в декабре 1962 года. Великобритания приняла решения 1960-е годы сделать Skybolt основой своих ядерных сил, и отмена программы привела к серьезным разногласиям между Великобританией и США, известными сегодня как «Кризис Skybolt». Он был разрешен рядом встреч, которые закончились тем, что Королевский флот получил ракету UGM-27 Polaris и построил подводные лодки класса Resolution в качестве их носителей.
История
В 50-х годах ВВС США создали огромный флот стратегических бомбардировщиков, только для того, чтобы увидеть, что им угрожает возможность внезапного удара советских МБР. Поскольку американские бомбардировщики находились на небольшом количестве авиабаз, относительно небольшое количество ракет могло поразить их всех. США разрабатывали свои собственные МБР, но ранние модели, такие как Атлас SM-65, требовали значительного времени, чтобы подготовиться к запуску с их наземных пусковых установок и были также уязвимы для внезапной атаки.
Единственной системой оружия, защищенной от внезапной атаки, была ракета «Polaris» ВМС США. Подлодки Polaris могли совершать плавания в огромных районах Атлантики или Тихого океана, где советский флот не мог их найти, и безнаказанно запускать свои ракеты. Если цель ядерных сил заключалась в том, чтобы обеспечивать сдерживание, Polaris выполнял эту задачу, в отличие от ВВС. Этот факт более смущал ВВС, чем советский флот, и породил ряд внутренних отчетов о том, как бороться с угрозой их господству в стратегической области.
WS-199 и WS-138
В ответ в 1957 году ВВС начали искать решения "головоломки Polaris" в рамках программы WS-199, изучая все, что могло бы улучшить живучесть ударных сил ВВС. Среди предлагаемых решений были две баллистические ракеты с воздушным пуском, Bold Orion и High Virgo. Эти системы могли дать ВВС систему, похожую на имевшиеся у флота; в состоянии высокой боевой готовности бомбардировщики направлялись бы на позиции, находящиеся далеко за пределами любой советской ПВО, а затем по команде запускали бы свои ракеты. Используя дозаправку в воздухе, бомбардировщик мог находиться на позиции в течение всего дня.
Но эта система имела большое преимущество по сравнению с Polaris, так как ракеты могли быть перенацелены перед запуском. Теоретически, бомбардировщики могли использоваться как оружие второго удара, атакуя только те цели, которые были пропущены при первом ударе. Наземные системы, такие как Atlas и Polaris, не обладали этой способностью и могли быть перенацелены только ценой значительных усилий. Даже новейшая ракета ВВС, LGM-30 Minuteman, требовала загрузки данных по цели с магнитной ленты, этот процесс занимал несколько недель.
WS-199 была в основном успешной, но обе ракеты имели меньшую дальность, чем было необходимо. В начале 1959 года ВВС подали заявки на более дальнобойную модификацию. Douglas Aircraft получила главный контракт в мае и, в свою очередь, привлекла Northrop для разработки системы наведения, Aerojet для силовой установки и General Electric для боеголовок. Первоначально эта система была известна как WS-138A и получила официальное название GAM-87 Skybolt в 1960 году.
Участие Великобритании
В то же время у Королевских ВВС (RAF) возникли проблемы с их проектом раеты MRBM, Blue Streak, который сильно затянулся. Даже если бы он был успешен, возникли бы серьезные проблемы базирования. В Британии не могла быть развернута открытая наземная ракетная система с фиксированными местами базирования, так как она находилась в пределах досягаемости советских средств нападения. Поиск подходящих мест для строительства шахтных пусковых установок сталкивался с социальными и политическими ограничениями. Наземные баллистические ракеты требуют площади земель много тысяч акров на одну эскадрилью (обычно десять ракет); и эскадрильи должны распределяться на многие тысячи квадратных миль, чтобы нельзя было уничтожить их всех одним ударом.
Вследствие этого основным компонентом сил сдерживания Великобритании были бомбардировщики типов V, и, как и у американцев, были опасения по поводу их живучести перед лицом улучшения советских ЗРК. RAF находилась в процессе внедрения своей собственной ракеты класса "воздух-земля", Blue Steel, с дальностью 950 километров и скоростью 3М. Однако большая высота полеты этой ракеты делала ее уязвимой для ЗРК, и у нее были проблемы с надежностью и удобством обслуживания. Была разработана более быстрая и дальнобойная версия Blue Steel II, но она могла быть принята на вооружение только через некоторое время.
Принятие на вооружение Skybolt устранило бы необходимость как в Blue Streak, так и в Blue Steel II. Программа Blue Steel II был закрыта в декабре 1959 года, и британский кабинет в феврале 1960 года решил отменить развертывание Blue Streak. Премьер-министр Макмиллан встретился с президентом Эйзенхауэром в марте 1960 года и согласился купить 144 ракеты Skybolt для RAF. По договоренности британское финансирование исследований и разработок было ограничено тем, что требовалось для модификации бомбардировщиков V под носитель ракеты, но британцам было разрешено устанавливать свои собственные боеголовки, а американцам были предоставлены базы для подводных лодок в Шотландии. В соответствии с соглашением, программа Blue Streak была официально отменена в апреле 1960 года, а в мае 1960 года было заключен контракт на первоначальный заказ в 100 Skybolt.
Avro была назначена ассоциированным подрядчиком программы Skybolt для Соединенного Королевства, и было представлено четыре различные схемы для носителя ракеты. Был рассмотрен ряд различных авиационных платформ, в том числе вариант авиалайнера Vickers VC10 и два из имевшихся бомбардировщиков серии V, Avro Vulcan и Handley Page Victor. Было принято решение использовать Vulcan, который мог нести две ракеты.
Разработка и испытания
В ходе разработки стало понятно, что система не сможет достичь требуемой точности без обновления системы наведения. Это привело к внедрению системы астрокоррекции, которая должна была использоваться для уточнения данных инерциальной навигационной системы. Система должна была быть способна отслеживать яркие звезды под прямыми солнечными лучами, что является сложным требованием. Это изменение означало, что ракета могла устанавливаться только в местах, где передняя часть ракеты могла постоянно наблюдать за небом. Это не представляло проблемы на бомбардировщиках ВВС США B-52, где ракеты устанавливались под крыльями, но представляло проблему для некоторых британских проектов. В конце концов, носителем Skybolt был определен только Vulcan.
К 1961 году несколько ракет были готовы к испытаниям с B-52, бросковые пуски производились с января. В январе 1961 года Vulcan прилетел на завод в Дугласе в Санта-Монике, Калифорния, чтобы убедиться, что протестировать совестимость электической системы самолета с ракетой. В Великобритании также начали испытания на совместимость с макетами. Испытания реальных ракет начались в апреле 1962 года, но серия испытаний была неудачной, причем первые пять пусков заканчивались неудачно вследствие различных неполадок. Первый полностью успешный пуск произошел 19 декабря 1962 года.
Закрытие программы
К этому моменту ценность системы Skybolt для США была существенно снизилась. Недавно вступил в строй Polaris, имея возможности, схожие со Skybolt, но с временем боевого дежурства в несколько месяцев вместо часов. Кроме того, ВВС США само находились в процессе разработки ракеты Minuteman, чья улучшенная точность уменьшала потребность в бомбардировщиках. Роберт Макнамара особенно возражал против бомбардировщиков и неоднократно заявлял, что считает, что сочетание БРПЛ и МБР сделает их бесполезными. Он настаивал на отмене Skybolt как ненужной программы.
С другой стороны, британцы отменили все другие проекты, чтобы полностью сосредоточиться на Skybolt. Когда Макнамара сообщил им, что они рассматривают возможность отмены программы в ноябре 1962 года, в Палате общин вспыхнула буря. Президент Кеннеди официально отменил программу 22 декабря 1962 года. По мере того, как политический скандал превратился в крупный кризис, было созвано чрезвычайное совещание США и Великобритании, что привело к соглашению в Нассау.
В течение следующих нескольких дней был задуман новый план, в результате которого Великобритания приобрела БРПЛ Polaris, но оснащенные британскими боеголовками. Таким образом, Великобритания сохранила свои независимые силы сдерживания, хотя контроль перешел от ВВС в основном к Королевскому флоту. Polaris, намного лучшая система вооружений для Великобритании, упоминалась как «почти сделка века». RAF сохранили тактическое ядерное оружие в виде WE.177, которыми вооружили бомбардировщики серии V, а затем и Panavia Tornado.
B-52G запустил последнюю ракету XGAM-87A через день после отмены программы. В июне 1963 года XGAM-87A была переименована в XAGM-48A .
Описание
GAM-87 была оснащена двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем. B-52 должны были нести четыре ракеты, по две под каждым крылом на боковых пилонах, в то время как Avro Vulcan нес две, на подкрыльевых пилонах. Ракета была оснащена хвостовым конусом, чтобы уменьшить сопротивление, когда ракета находилась на пилоне, который сбрасывался вскоре после отделения от самолета. Управление первой ступенью осуществлялось с помощью восьми подвижных хвостовых стабилизаторов, а на второй ступени было установлено поворотное сопло. Наведение осуществлялось инерциальной платформой. Текущая позиция постоянно обновлялась с самолета-носителя.
Производители: Douglas Aircraft, Northrop
Масса - 5,0 т
Длина - 11,66 м
Диаметр - 0,89 м
Боевая часть - термоядерная W59 (1 Мт)
Размах крыла - 1,68 м
Дальность стрельбы - 1850 км
Максимальная высота траектории - 480 км
Скорость - 15300 км/ч
Система наведения - инерциальная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий