Баллистическая ракета Polaris - это первая стратегическая баллистическая ракета с ядерными боеголовками, установленная на подводных лодках ВМС США. Это, безусловно, самая важная ракета, которую когда-либо развертывал ВМС США.
Запуск стратегических баллистических ракет с подводных лодок впервые был изучен военно-морским флотом Германии во время Второй мировой войны. План состоял в том, чтобы атаковать американские порты и прибрежные объекты с помощью ракет Фау-2, запущенных с подводных лодок, развернутых у восточного побережья. После войны ВМС США использовали это исследование, чтобы начать свою собственную программу по определению возможности запуска ракет с надводных кораблей, в первую очередь с авианосцев. В рамках этого исследования 6 сентября 1947 года с американского военного корабля «Мидуэй» была успешно запущена Фау-2. Это испытание доказало, что можно запустить большую ракету с движущегося качающегося корабля.
Через год после пуска Фау-2 ВМФ провели операцию «Pushover». В ее рамках V-2 была намеренно сброшена на палубу Midway, чтобы определить, какой ущерб может причинить такой инцидент. Результаты были существенными: кормовая палуба была серьезно повреждена как в результате пожара, так и из-за сильного холода жидкого кислорода. В результате ВМФ прекратил исследования ракет на жидком топливе морского базирования.
В течение первых двух лет после операции «Pushover» было сделано несколько важных достижений в конструкции больших твердотопливных ракетных двигателей. Эти разработки побудили ВМС в 1950 году начать производство двухступенчатой твердотопливной ракеты длиной 15,5 м. Названная "Big Stoop", она использовалась для определения возможности создания твердотопливной ракеты с ядерной боеголовкой. После трех успешных пусков ВМС пришли к выводу, что идея верна.
Хотя «Stoop» была успешной, это только доказало, что ракета на твердом топливе возможна. Чтобы сделать ее практически применимой, потребовалось бы значительное улучшение характеристик твердотопливных ракетных двигателей. Это произошло два года спустя, когда компания Thiokol разработала новый твердотопливный двигатель с тягой 2,27 т. Первый двигатель, имевший конструкцию внутренней горящей звезды, этот двигатель был первым высокопроизводительным твердотопливным двигателем. С этой разработкой ВМФ в 1955 году предложил Министерству обороны программу разработки твердотопливной БРСД морского базирования.
Следуя рекомендациям Совета национальной безопасности, 13 сентября 1955 года президент Эйзенхауэр одобрил разработку баллистической ракеты морского базирования. К несчастью для ВМФ, заказ был на разработку ракеты на жидком топливе. 8 ноября 1955 года министр обороны Уилсон еще больше усложнил проблему, приказав флоту использовать модифицированную армейскую БРСД Jupiter.
С самого начала ВМФ знал, что не сможет разместить на своих кораблях жидкое топливо Jupiter, не создав серьезную проблему безопасности для экипажей. Таким образом, 16 февраля 1956 года ВМФ приступил к разработке твердотопливной версии «Jupiter». Канцелярия министра обороны США по баллистическим ракетам одобрила это исследование. Затем 11 апреля ВМС выдали Lockheed и Aerojet контракт на разработку Jupiter S (Solid).
В тот же день, когда был подписан контракт на Jupiter S, ВМС также выдали Lockheed контракт на небольшую твердотопливную ракету. Эта ракета должна была максимально использовать слухи о прорыве AEC в конструкции малых и мощных термоядерных боеголовок. Когда этот прорыв был подтвержден в сентябре 1956 года, эта малая ракета быстро стала основной конструкцией. Три месяца спустя, 8 декабря 1956 года, министр обороны Уилсон разрешил флоту выйти из программы «Jupiter» и разработать малую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. С этого приказа началась программа Polaris.
POLARIS A-1
Когда в 1957 году началась программа Polaris, план состоял в том, чтобы к 1965 году развернуть ракету дальностью 3150 км. Эта дальность должна была соответствовать таковой для БРСД Jupiter и Thor. Затем Советский Союз 4 октября 1957 года вывел на орбиту спутник. В следующем месяце ВМФ представил пересмотренный план развертывания, предусматривающий создание ракетной системы дальностью 2550 км к 1960 году. Этот новый план был утвержден 9 декабря 1957 года, начав разработку Polaris A-1.
Теперь, согласно новому плану развертывания, 11 января 1958 года первая испытательная ракета Polaris была запущена с площадки в Пойнт-Мугу, штат Калифорния. Два месяца спустя, 23 марта, макет Polaris был успешно запущен бросковым пуском с подводной пусковой установки на острове Сан-Клементе. Первый запуск Polaris AX (прототип для испытания двигателя) произошел 24 сентября, а первый успешный полет произошел во время пятого запуска 20 апреля 1959 года. К концу года были завершены успешные полеты на 1300 км. Первые корабельные запуски были также произведены с корабля USS Observation Island. 20 июля 1960 года состоялся запуск испытательной ракеты Polaris AIX-P8 с АПЛ USS George Washington. После этого запуска "Washington" отправился на свое первое морское патрулирование.
Через два дня после того, как George Washington отправился в патрулирование, испытания «Полярис А-1» закончились. Последний Polaris A-1 был доставлен ВМФ 7 декабря 1961 года. С тех пор работа сосредоточилась на Polaris A-2. Почти через год после того, как была поставлена последняя ракета, 6 мая 1962 года, Ethan Allen запустил боевой Polaris A-l на Тихоокеанский ядерный полигон. Это единственный боевой пуск стратегической ракеты Соединенных Штатов.
POLARIS A-2
Согласно пересмотренному плану развертывания, в середине 1963 года ВМС развернули первоначально запланированную ракету дальностью 3150 км. Эта ракета, Polaris A-2, дала ВМФ возможности, превосходящие возможности БРСД ВВС.
Polaris A-2 не был просто увеличенной версией Polaris A-1. Первая ступень могла быть длиннее, но вторая была сделана из легкого стекловолокна. За счет использования этого материала вместо тонкостенной стали была уменьшена масса ракеты, что позволило увеличить дальность полета. Электроника также была улучшена, увеличив возможности и надежность.
Первый полет А-2 состоялся 10 ноября 1960 года, ракета преодолела расстояние в 2960 км. Первый подводный пуск с подводной лодки Ethan Allen состоялся в октябре 1961 года, а развертывание А-2 началось 26 июня 1962 года.
Последней подводной лодкой с А-2 была USS John Adams, вступившая в строй 3 ноября 1964 года.
POLARIS A-3
Во время тестирования Polaris A-l компания Lockheed разработала множество важных улучшений конструкции. Однако из-за срочности программы не было времени внести эти изменения в Polaris A-2. Поэтому, в сентябре 1960 года было дано одобрение на разработку ракеты Polaris A-3.
Polaris A-3 должен был дать ВМФ возможности БРСД, превосходящие возможности ракет ВВС Thor и Jupiter. За счет использования стеклопластиковых корпусов для обеих ступеней и блока управления, размер которого составлял 1/3 размера блока A-2, масса ракеты была значительно уменьшена. Такое снижение массы увеличило дальность полета ракеты до 5300 км, что вдвое больше, чем у БРСД Thor. Благодаря этой увеличенной дальности подводные лодки Polaris могли быть развернуты в Северной Атлантике и по-прежнему достигать своих целей в Советском Союзе.
Еще одним улучшением стало использование разделяющихся боеголовок. Поразив цель тремя боеголовками по 200 килотонн, А-3 произведет такое же количество разрушений, как и мегатонная боеголовка Thor. Эта способность к разделению боеголовок также усложняла перехват Polaris A-3 противоракетами. После разведения боеголовок с определенным интервалом, даже противоракета с ядерной БЧ могла бы перехватить только одну из них. Именно из-за этих улучшенных возможностей в 1961 году президент Кеннеди приказал ускорить разработку А-3, чтобы она была готова на год раньше. Этот приказ также сократил количество закупаемых ракет Polaris A-2.
Первый испытательный пуск Polaris A-3 произошел 7 августа 1962 года. Хотя он был частично успешным, в феврале следующего года были завершены два успешных пуска. Первый подводный пуск был совершен 26 октября 1963 года с борта USS Andrew Lackson. Первый подводный пуск серийной ракеты А-3P был произведен 28 сентября 1964 года с подводной лодки USS Daniel Webster.
28 сентября 1964 года Daniel Webster отправился в свое первое патрулирование. Затем, 1 января 1965 года началось перевооружение подводных лодок класса George Washington: последняя ракета была выгружена 7 июля 1965 года. В 1968 году началось перевооружение подводных лодок на Polaris A-2, а в 1974 году A-3 осталась единственной моделью Polaris на вооружении.
Согласно заключённому в декабре 1962 года Пакту Нассау, США обязались поставить в Великобританию ядерные ракеты Polaris в обмен на передачу США в аренду базы для атомных подводных лодок в Holy Loch, близ Глазго.
Даже когда только проходили испытания Polaris A-3, шла работа над еще более грозной ракетой под названием Poseidon. Таким образом, в июне 1968 года производство Polaris A-3 было прекращено. Три года спустя Poseidon начали заменять А-3 на подводных лодках класса Lafayette. К 1977 году только подводные лодки классов George Washington и Ethan Allen были вооружены ракетами Polaris. Последнее патрулирование с ракетами Polaris A-3 было завершено 1 октября 1981 года подводной лодкой USS Robert E Lee.
Первые 10 ракетоносцев классов "George Washington" и "Ethan Allen" из-за несовершенной конструкции пусковых шахт потенциально не могли быть перевооружены на ракеты "Poseidon-C3", в результате чего они вынуждены были остаться с БРПЛ "Polaris A-3". Однако желание так или иначе повысить эффективность боевого оснащения этих кораблей привело к появлению на свет очередной модификации ракеты "Polaris-A3", получившей название "Polaris-A3T". По сравнению с предшественницей она была оснащена улучшенной системой управления, более стойкой к поражающим факторам ядерного взрыва (при разработке этой системы были использованы результаты программы "Topsy"). Испытания усовершенствованной БРПЛ начались в ноябре 1966 года. Ракетами "Polaris-A3T" были в 1968-1970гг. оснащены и 4 британских атомных подводных ракетоносца класса "Resolution", которые были построены с американской помощью в рамках "пакта Нассау" от 1962 года. Британские ракеты оснащались БЧ британского производства и отличались системой окраски.
Британские ракетоносцы продолжали выполнять боевые патрулирования с БРПЛ "Polaris-A3T" на борту вплоть до 1987 года. К 1992 г. в рамках программы "Chevaline" британские ракеты и их носители были существенно модифицированы (ракеты получили обозначение "Polaris-A3TK"), что позволило значительно повысить эффективность британских морских стратегических ядерных сил. Только в 1996 году БРПЛ "Polaris-A3TK" были сняты с вооружения ВМФ Великобритании и заменены на БРПЛ "Trident-II" D5, носителями для которых выступали новейшие ПЛАРБ класса "Vanguard".
Конструкция
«Поларис» имела две последовательно расположенные ступени, в каждой из которых располагался индивидуальный РДТТ. Корпусы ступеней изготовлялись из жаропрочной нержавеющей ванадиевой стали марки АМЗ-256 с пределом текучести 160—170 кг/мм².
РДТТ первой ступени снаряжался смесевым топливом на основе перхлората аммония в качестве окислителя и горючего полиуретана с алюминием, и присадками улучшающими стабильность скорости горения, формование и хранения заряда. Удельный импульс двигателя первой ступени достигал 250 кг·сек/кг.
РДТТ второй ступени индекс DDT-70 снаряжался смесевым топливом на основе перхлората аммония в качестве окислителя и двухосновного (нитроцеллюлоза/нитроглицерин)горючего с добавкой алюминия. Тяга этого двигателя составляла 4 тонны. Необходимая дальность полёта обеспечивалась выбором момента отсечки тяги. Начиная с «Поларис-А2» корпус РДТТ второй ступени выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, что позволило снизить массу ступени.
Бортовая аппаратура управления, разработанная совместно фирмами «Дженерал Электрик» и «Хьюз», размещена в приборном отсеке, расположенном в средней части корпуса. Аппаратура управления включает в себя гиростабилизированную платформу с акселерометрами, программный автомат управления полётом с цифровой счетно-управляющей машиной, блок вспомогательной электроаппаратуры, электронные блоки сервоусилителей и серводвигателей, источники бортового электро- и пневмопитания и другие агрегаты. Во время полёта ракета не могла корректироваться на траектории, а следовала курсом, заранее определяемым системой навигационной привязки. Аппаратура системы управления весит около 90 кг.
В головной части «Поларис-А2» впервые на БРПЛ был применён комплект средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО), разрабатывавшиеся Lockheed с 1961 года под обозначением «PX-1». В состав КСП ПРО входило 6 лёгких ложных целей и дипольных отражателей применявшихся при полёте головной части за пределами атмосферы и на переходном к атмосферному участке нисходящей ветви траектории, а также генераторы активных помех работавшие и на начальной части атмосферного участка. Лётные испытания в составе ракеты этот комплекс проходил в 1962 году, всего выполнено 12 пусков. В ВМС США в 1963—1964 годах поставлен 221 комплект «PX-1». Тем не менее, массово «PX-1» не развертывался, им был оснащен только один боекомплект БРПЛ (16 ракет) одной из четырнадцати ПЛАРБ являвшихся носителями «Polaris A-2».
Количество ракет:
Polaris A-1 - построено 163 ракеты, развернуто 80.
Polaris A-2 - построено 346 ракет, развернуто 192.
Polaris A-3 - построено 644 ракет, развернуто 644.
Тактико-технические характеристики:
Источники:
1. 4. James N. Gibson. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History. Schiffer Pub., 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий